Антикварная графика | Аукционный дом Альтерс
Поделиться

Антикварная графика

9 Окт. 2023
11 мин чтения

Графика и живопись — ключевые техники, которые прочно укоренились в истории искусства. И антиквариат такого рода пользуется огромной популярностью. Разберемся подробнее во всех особенностях картин, выполненных подобным образом, а также выясним, каковы тенденции этого направления.

Определение антикварной графики

По сути, графика — результат рисования на плоской поверхности. По этой причине ее можно воспроизводить много раз, количество копий не ограничено. Такая форма искусства является одной из самых доступных и распространенных. Для создания графики используют разные материалы: карандаши, маркеры, уголь, тушь. Никаких специфических красок, как для живописи, не требуется. Кстати, вот здесь мы подробнее рассказывали о том, как ее понимать.

По имеющимся данным, графика занимает на данный момент примерно 1/5 части всего рынка антиквариата. Причем выручка за такие произведения искусства весьма солидная. Считается, что это нечто особенное, интересно вписывающееся в современный интерьер.

На аукционах сейчас активно реализуется советская графика. Она очень точно и убедительно передает задуманные образы, поэтому место таким изделиям найдется в любой коллекции. Они еще могут стать оригинальным и дорогим подарком, который порадует любого ценителя.

Техники и материалы в антикварной графике

Техники графики разные, и у каждой из них свои особенности. Материалы тоже используются всевозможные. Изучим подробнее.

Ксилография

В первую очередь можно выделить ксилографию. Это техника печати, при которой картинка переносилась на бумагу с деревянной доски.

Техника возникла еще в Древнем Китае, откуда вскоре перекочевала в соседние государства. Самый древний образец — «Алмазная сутра», и он в данный момент хранится в архиве Британской библиотеки.

В Европе ксилография возникла значительно позже — когда итальянские специалисты научились выпускать бумагу в промышленных масштабах. Но когда появилось книгопечатание, данная техника быстро стала основной для создания черно-белых картинок к книгам. Хотя вскоре ее стал вытеснять офорт. Новая техника печати предполагала использование металлических пластин.

В целом существует всего две разновидности этой техники — продольная и торцевая. В первом случае использовался тот же принцип, что и для изготовления набоек на ткани. Брали гладкую поверхность из мягкой древесины и покрывали ее рисунком, которую впоследствии резали острым ножом с двух сторон. Для печати форму помещали под пресс.

Основной недостаток продольной техники состоит в слишком узком линеарном диапазоне и небольшом сроке службы формы. Кроме того, сложно в таком случае сделать тонкие переходы и небольшие штриховки. А пресс вызывал быструю деформацию дерева. Оттиски в основном получались не очень качественными.

Торцевая ксилография подобных минусов лишена. Для изготовления форм использовали доски из твердых пород деревьев. В итоге удавалось создавать десятки тысяч оттисков, и качество изображений получалось более высоким.

В России был свой вид печатной графики — лубок. Характерная черта заключалась в том, что полученный оттиск в дальнейшем вручную раскрашивали. Вплоть до 19 века технику использовали для создания картинок на самые разные темы:

  • религия и философия;
  • сказки и история;
  • былины и патриотические темы;
  • юридическая тематика.

В конце 18 века была изобретена торцевая или поперечная ксилография. Она быстро стала очень популярной, и с ее помощью даже создавали репродукции картин популярных художников. Далее появились новые полиграфические технологии, из-за которых ксилография перестала быть востребованной в производстве. Однако антиквары и сейчас ищут уникальные картины, которые могут иметь очень высокую цену.

В отдельную категорию можно выделить кьяроскуро или цветную ксилографию. В Европе она первой появилась в Германии, но особо своеобразной была итальянская разновидность, которая называлась даже уникальной. К 18 веку техника в Европе перестала быть такой актуальной, а вот в Японии в это время она переживала расцвет. К 19 веку там она и вовсе стала очень разнообразной и насыщенной.

Советская графика

При Советском Союзе стали активно развиваться такие направления графики, как:

  • плакаты на политическую или рекламную тематики (подробно о них рассказывали тут);
  • карикатуры;
  • гравюры;
  • эстампы;
  • станковые рисунки;
  • прикладная и книжная графика.

Советская графика выделяется в отдельный период развития искусства. Больше всего изготавливалось социальных плакатов. На втором месте находились политические варианты. Авторы рассматривали в основном злободневные темы.

Активно распространялись газетные иллюстрации, которые были отдельным направлением графики. Также можно выделить карикатуры. Сатира в советский период пользовалась огромной популярностью. Авторы таких работ нарочно искажали фигуру, лицо, особенности поведения персонажа, чтобы высмеять те или иные качества. Советские художники, специализировавшиеся на графике, очень любили экспериментировать со стилями и направлениями.

Офорт

Основной принцип офорта состоит в том, что линия прорезывается металлическими инструментами, но полученный эффект усиливается травлением кислотой. Разогретую доску прикрывают тонким слоем грунта и специального лака, для изготовления которого используют разные компоненты, которые защищают от разъедания. По завершении манипуляций доску немного коптят. И на этом фоне художник уже освобождает нужные линии иглами. Их впоследствии протравливают до нужной глубины. При необходимости можно легко вносить поправки, закрывая лаком те линии, которые были выполнены ошибочно.

Одна из разновидностей офорта — мягкий лак. По примерным оценкам, он был изобретен в 17 веке, но востребованным стал лишь к 19. Рисуют на доске твердым и тупым карандашом. Неровности бумаги липнут к нему, а когда бумага снимается, она убирает частички отставшего лака. В результате травления выходит зернистый штрих, похожий на рисунок карандашом.

Еще одна разновидность офорта — акватинта. Техника считается одной из самых сложных. Вначале на доске травится привычным путем контурный очерк рисунка, а затем наносится травильный грунт. С тех участков, которые должны быть темными, грунт убирают раствором, а для запыления используют асфальтовый порошок, который нагревается и плавится так, чтобы зерна липли к доске. Кислота разъедает поры между зернами, в результате чего получается шероховатая поверхность и равномерный тон.

Литография

Техника была изобретена Алоизом Зенефельдером. Печать осуществляется на камне специальной породы известняка, который должен иметь голубой, серый или желтый оттенок. Художник наносит нужную ему картинку карандашом, а поверхность потом слегка протравливается. Если после травления на камень накатать краску, ее примут только те участки, которых касался сам карандаш. Для нанесения изображений можно использовать перо и кисть, предварительно прошлифовав поверхность.

Стоит отметить, что вносить поправки в изображения проблематично. Следы может оставлять даже дыхание. При этом литография не требовала никаких специальных знаний, так что реализовать ее могли даже новички.

Отдельно можно выделить хромолитографию. Это способ печати тиражных картинок с применением нескольких оттенков. Для штампа обычно берут плоский известняк, который должен быть отполирован до полностью гладкого состояния. Затем на нем с помощью красок, стойких к кислоте, выполняют желаемый рисунок. Отличительная особенность техники — наличие нескольких слоев. Иногда, чтобы получить хорошую картинку, приходилось использовать до 30 вытравленных пластин.

Интересный вариант нанесения изображений — выскребание по асфальту. Берут зерненый камень и покрывают его асфальтом, который был обработан скипидаром. Затем изображение проскабливают иглой и шабером.

Известные художники и их работы в антикварной графике

В графике рисовали многие художники, и у каждого был свой интересный и уникальный стиль. Рассмотрим самых известных из них, заслуживших популярность своим творчеством:

  1. Альбрехт Дюрер. Один из самых известных художников, который творил в период немецкого Ренессанса. Среди наиболее популярных работ можно выделить «Апокалипсис», «Заяц» и «Меланхолию». Для картин Дюрера характерна невероятная точность штриха, которая при этом сочетается с пластичностью.
  2. Франклин Бута. Родился в Индиане в конце 19 века. Всегда мечтал быть художником, и для исполнения своего желания тщательно копировал картинки из журналов пером и тушью. Тогда он даже не понимал, что творит в стиле графики. Работы Франклин создавал частями, фрагмент за фрагментом. Вначале он использовал карандаш, затем чернила. Его творчество можно было увидеть в журналах и книгах — например, в «Каникулах уроженца Индианы».
  3. Обри Бердслей. Английский художник, жизнь которого была короткой, но довольно скандальной. При этом он внес неплохой вклад в искусство. Иллюстрации у него были откровенными — даже слишком.
  4. Леонардо да Винчи. В его записных книжках много набросков и изображений в стиле графики. Изучать их, равно как и ход его мышления, очень интересно.
  5. Микеланджело Буонаротти. Прежде чем приступить к работе над картиной, он создавал множество зарисовок. Получались они выразительными и необычно детализированными.
  6. Рембрандт. Считался настоящим колосом искусства. Умел передавать пейзажи, предметы и людей очень детализировано и красиво. Рисунок «Ребенок, которого учат ходить» неоднократно признавали одним из самых великих его произведений.
  7. Эдгар Дега. Любил рисовать людей, особенно в движении. У него много набросков балерин, певиц и купающихся женщин. По этим картинам видно все его мастерство работы в движении.
  8. Густав Климт. В графике он тоже был весьма неплох. Рисовать предпочитал женщин с разных ракурсов.
  9. Пабло Пикассо. Художник часто менял свой стиль, однако он всегда оставался уникальным. В графике он тоже был мастером, умея передавать форму и динамику предметов.
  10. Гарри Кларк. Специализировался на витражах, так как его отец владел мастерской. Создавал изделия с бытовыми и церковными сюжетами.

Все эти художники творили в графике, и их работы были весьма выдающимися.

Значение и влияние антикварной графики на искусство

Старинная графика имеет элегантные и утонченные черты, которые всегда восхищали любителей искусства. Естественно, она оказала влияние и на современных художников. Многие из них сейчас даже стараются воссоздавать подобные произведения искусства.

Для этого они учатся работать с монохромными оттенками: сепия, серый, черный. Кроме того, для создания картин используется преимущественно пергамент или текстурная бумага, что задает атмосферу. Очень важны ручные элементы: узоры, тонкие линии. Кроме того, приветствуются инструменты — перо и чернила, чтобы все было аутентично.

Стоит отметить, что антикварная графика также формирует эстетический вкус общества. Произведения искусства позволяют познакомиться со всеми тенденциями и течениями, актуальными для определенных периодов времени. А еще они помогают сохранить историческую память, документируя события и рассказывая о них через творчество.

Собирательство и оценка антикварной графики

Антикварная графика пользуется большой популярностью среди коллекционеров. По этой причине очень важно достаточно времени уделить оценке таких изделий. При вычислении стоимости внимание обращают на такие моменты:

  • время создания предмета;
  • уникальность;
  • материальная ценность;
  • культурная, историческая и художественная ценность;
  • состояние предмета.

Конечно, возникает вопрос, какая именно графика считается наиболее ценной. Коллекционеры опираются на чувственное отношение, однако стоит обращать внимание и на ликвидность. Наибольшей востребованностью пользуются изделия, созданные в прошлом столетии. Особо нравится людям советская графика. Но еще пользуются популярностью академические произведения периода 17-18 веков.

Процедура оценки может проходить в режиме онлайн. В таком случае необходимо предоставить как можно больше информации о предмете искусства:

  1. Качественные фотографии с разных ракурсов. Делать снимок нужно на хорошую аппаратуру, важны разрешение и детализация. Так специалист сможет понять, к какой эпохе относится предмет.
  2. Описать в сообщении размеры изделия и наличие реставрационных работ в прошлом. Если они были, рассказать об их специфике.
  3. Провенанс.

При таком осмотре специалист сможет дать лишь предварительную оценку. Для окончательной ему нужно будет самостоятельно приехать (или получить вещь от клиента) и сделать выводы относительно ее состояния. При оценке антиквар будет смотреть на такие критерии:

  1. Подлинность. Подделки, конечно, никакой ценности не имеют.
  2. Редкость. Чем меньше существует аналогов, тем большая стоимость вещи.
  3. Возраст. Старинная графика может выглядеть несколько примитивно, однако порой у нее высокая ценность из-за возраста.
  4. Историческая ценность. Если тираж был небольшим, стоимость значительно возрастает. Например, когда графика была посвящена какому-то событию.
  5. Художественная ценность. В случае с графикой она, естественно, имеет выдающееся значение.
  6. Состояние изделия. Высоко ценятся предметы, которые хорошо сохранились до нашего времени. Отсутствие реставрации увеличивает стоимость.
  7. Эстетичность. Если она высока, то по одному взгляду на изделие будет ясно, что оно подлинное.

Личная подпись мастера существенно повышает ценность изделия. Стоит отметить, что ценообразование зависит еще и от интереса покупателей.

Тенденции и современное состояние антикварной графики

Перспективы антикварного рынка в России сейчас можно охарактеризовать одним словом — «рост». Повышается качество рынка, контрагентов и возможностей. Цены тоже увеличиваются, поскольку появляется все больше людей, заинтересованных в старинных предметах искусства. Кроме того, в продажу вводят графику и новых мастеров, некоторые из которых являются открытиями.

Но можно сказать, что современный арт-рынок претерпевает изменения по причине того, что интернет активно входит во все сферы жизни. Людям больше нравится покупать онлайн. Увеличивается число площадок, которые дают им такие возможности. Сделки осуществляются дистанционно, что удобно для многих покупателей.

Кроме того, растет популярность торговли на ярмарках, которые сейчас считаются очень востребованными. Там можно вживую посмотреть на произведения, пообщаться с искусствоведами и специалистами для уточнения различных вопросов. Галереи же отходят на второй план: их посещают, но не так часто.

Многие аукционные дома сейчас предлагают приобрести графику и сосредоточить на ней внимание. Причина в том, что это оригинальное украшение интерьера, которое поможет прочувствовать атмосферу ушедшей эпохи. Любая старинная графика привлекает внимание по следующим причинам:

  1. Это уникальное произведение искусства, которое сложно или невозможно повторить. Оно займет достойное место в любой коллекции.
  2. Яркий и оригинальный подарок. Он понравится любому человеку и ценителю антиквариата.
  3. Возможность подчеркнуть свой социальный статус.
  4. Необычный предмет интерьера, при помощи которого можно сделать акцент.

Антикварная графика идеальна для размещения в библиотеке и гостиной. Кроме того, она будет хорошо смотреться в кабинете или даже гардеробе.

В целом, антикварная графика представляет большой интерес даже для тех людей, кто не слишком хорошо разбирается в искусстве. Она дополнит любую коллекцию, идеально дополнит интерьер и поможет погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи. Стоимость произведения зависит от разных факторов, в том числе от возраста предмета и мастерства художника.

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться