(Гинцбург. С экспертизой) Скульптура «Купальщик». Россия, Санкт-Петербург, скульптор – И.Я. Г | Аукционный дом Альтерс
(Гинцбург. С экспертизой) Скульптура  «Купальщик». Россия, Санкт-Петербург, скульптор - И.Я. Гинцбург, 1886/1906; отливка - Бронзо-художественная и чугунолитейная мастерская В.З. Гаврилова, 1906.

Описание

Бронза, литье, чеканка, патинировка.

Клейма: подпись автора (факсимиле) – «ГИНЦБУРГ // 1906 г.», вдоль кромки основания – «ОТЛ. В.З. ГАВРИЛОВЪ».

Размеры: 40,5 х 33,5 х 20,5 см.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, мелкие царапинки.

Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства культуры, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.

Автор композиции – русский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург (1859-1939), родившийся в Литве, в мещанской еврейской семье, не обращавшей внимания на ранние проявления его одаренности. Однако с 11 лет мальчик был взят под покровительство М.М. Антокольским, уви-девшим в его бесперспективной жизни свое прошлое, благодаря чему Гинцбург смог получить правильное начальное образование, посетить Европу, поступить в Академию Художеств. Окончив ее скульптурное отделение у профессоров фон Бока, Лаверецкого и Подозерова, молодой скульптор порвал с академической школой и пошел по стопам Антокольского, стал отстаивать реалистическое направление в русской скульптуре.

Простая и по-детски наивная душа Гинцбурга, его тонкая психологическая организация позволили ему достичь максимальных творческих результатов в области скульптурного портрета. Оказавшись, благодаря покровительству Антокольского и Стасова, в самом центре художественной и культурной жизни российской столицы, Гинцбург узнал и получил возможность портретировать многих замечательных своих современников: композитора Глазунова, писателей Григоровича и Гаршина, поэта Надсона, художников Крамского и Ге, химиков Бутлерова и Менделеева, философа Владимира Соловьева и наконец – самого Льва Толстого. Гинцбург выполнял замеча-тельные портретные бюсты, создал свой особый жанр портретной статуэтки, работал в области монументальной и мемориальной портретной статуи.

Портретное творчество занимало почти все время скульптора, однако, кроме портретов, Гинцбург – по горячим следам – вылепил несколько пластических «натурных набросков», посвященных революционным событиям 1905 и 1917 годов: рельеф «Погром», группы «Митинг», «Слушают оратора», «Осада трамвая», «Очередь».

Данное произведение – «Мальчик, собирающийся купаться» – хронологически открывает еще один тематический ряд композиций Гинцбурга, проходящих красной нитью через его раннее творчество и посвященных изображению детей: мальчишек восьми-двенадцати лет, проказничающих школьников, играющих малышей, семейных любимцев, которых купают, кормят, лечат, иногда наказывают, которым рассказывают сказки… Это станковые работы «Юный скульптор», «Мальчик-музыкант», «Маленький эквилибрист», группы «Масло жмут» и «В бане», фигурки «Лентяй», «Зевает», «Подсказывает» и многие другие, всего около 35 композиций.

Известно, что Гинцбург чрезвычайно тепло относился к детям. В свою мастерскую в Академии Художеств он собирал детей академических служащих – сторожей, дворников, натурщиков, – учил их лепке и рассказывал о скульптуре, попутно уясняя для самого себя вопросы теории искусства и внимательно подмечая непосредственные движения, эмоции и пластику своих маленьких гостей для собственной будущей работы.

Детские изображения Ильи Гинцбурга создавались в новой системе координат реалистической скульптуры. Они позиционируются на границе детского бытового психологического жанра и углубленной, новаторской пластической штудии, а главное – закономерны в развитии русской скульптуры. Эта серия детских этюдов Гинцбурга продолжает ряд известных, иногда этапных художественных произведений мастеров всего XIX столетия, ставших художественным прорывом и для самого автора, и для русской скульптурной школы в целом. Так, скульптор Ставассер за свое произведение в детском жанре получил золотую академическую медаль, Пименов и Иванов – звание академика, работы Каменского и Лаверецкого многократно упоминались в прессе, а цикл Матвеева стал непревзойденной классикой русского искусства начала XX века. Это «Ювенильное море» молодых образов (свойственное и русской литературе) – реальное свидетельство молодости русской культуры в ряду европейских и мировых культур.

«Мальчик, собирающийся купаться» Гинцбурга достойно вписывается в этот ряд и не уступает предшествующим произведениям ни в значимости, ни в художественном качестве.

Работу отличает безукоризненно продуманный и выстроенный сложный пластический мотив форсированного контрапоста, и одновременно – непосредственно подсмотренная, полная жизни, натуральная и естественная поза маленькой модели, заданная обычной жизненной ситуацией. Реализм мотива и его трактовки сказывается в напряженном мышечном усилии сжатых или, наоборот, растянутых мышц фигурки персонажа, в его забавной мордашке с уморительным выражением старательного напряжения, страха и предвкушаемого удовольствия.

Первая работа молодого скульптора стала и самой популярной в своем жанре.

Модель «Купающегося мальчика» И.Я. Гинцбурга была горячо одобрена его патроном М.М. Антокольским, который нашел в нем «много души и искренности» и считал, что сам сюжет «очень мил и хорошо исполнен». Высоко оценил это произведение и художественный критик Кларенс Кук, опубликовавший его в статье «Русская бронзовая скульптура» в популярном журнале «Харпер Мэгэзин» за январь 1889 года.

Американский журналист увидел в «Купальщике» такую «энергию и жизненную силу, которых хватит на дюжину современных скульпторов».

Это произведение Ильи Гинцбурга – одно из первых (точнее, третье по времени создания), тиражировавшихся в бронзе. Некоторые свои работы скульптор отливал на фабрике бронзовщика К.А. Берто (бывшей Шопена), но чаще его произведения переводило в бронзу предприятие А. Морана, где впервые в 1880-е годы и была отлита модель «Мальчика, собирающегося купаться».

Данная отливка принадлежит более позднему тиражу модели, выполненному с уменьшенного авторского повторения скульптуры 1906 года (ср. размеры – 83 и 40,5 см в высоту).

Этот тираж отливался известным петербургским литейщиком В.3. Гавриловым. Он сотрудничал со скульптурным классом и музеем петербургской Академии Художеств, а в 1880-1910-е годы возглавлял «Бронзо-художес-твенную и чугунолитейную мастерскую», производившую монументальную скульптуру.

В эти годы Гавриловым отлита монументальная фигура Муравьева-Амурского для Хабаровска по модели А.М. Опекушина (1891), а таюке – памятник миноносцу «Стерегущий» для Петербурга (скульптор К.В. Изенберг,1911). Впоследствии, уже после революции, Гаврилов возглавлял Первую Государственную мастерскую художественного литья, в которой отливал памятник Н.А. Некрасову в Петрограде (1922), а также работал на литейном заводе Академии Художеств. Именно в академической литейной мастер выполнил в бронзе знаменитый памятник Ленину для Смольного (1927).

Помимо монументальной пластики, литейщик В.3. Гаврилов отливал станковые произведения лучших российских скульпторов предреволюционного поколения В.А. Беклемишева, М.Л. Диллон, М.Ф. Шохина. Известно такке, что он переводил в бронзу и старые модели кабинетной пластики, выполненные М.А. Чижовым, Е.А. Лансере. При этом существенно, что Гаврилов выполнял отдельные заказы и не занимался широким коммерческим тиражированием бронзовой скульптуры. Именно та-ким, небольшим тиражом отливалась и данная модель работы И.С. Гинцбурга.

Созданное одним из наиболее крупных российских скульпторов, произведение маркировано факсимильной авторской подписью и клеймом литейной мастерской.

Работа выполнена на высоком художественном и техническом уровне, отличается хорошей сохранностью и обладает большой исторической, музейной, художественной и коллекционной ценностью.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться