Бронза, литье, чеканка, коричневая патинировка, монтирование.
Клейма: на спиле сучка у ног нимфы выбита маркировка скульптора «Б. ЭДУАРДСЪ / ОДЕССА».
Размеры: 58,0 х 30,0 х 30,0 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, патина металла, потертости, царапинки, точечные вмятины.
Экспертное заключение старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ Е.Ю. Ельковой.
Автор произведения – самобытный и незаслуженно забытый русский скульптор Борис Васильевич Эдуардс (1860-1924), сын ирландского коммерсанта британского подданства, родившийся, живший и работавший в Одессе вплоть до вынужденной эмиграции в 1919 году. Последние годы провел на острове Мальта, родине его предков.
После окончания Одесской рисовальной школы он два года обучался в петербургской Академии Художеств, а позже – изучал технологию художественного бронзового литья «изнутри», работая на фабриках Франции и Италии. В 1888 году за представленные произведения Эдуардс получил академическую степень классного художника. В 1890-м году скульптор основал художественную и бронзолитейную мастерскую в собственном доме в Одессе, в Софиевском переулке, Nº 3 под вывеской «Художественное ателье мраморных и бронзовых изделий» (в связи с чем переулок какое-то время назывался Скульптурным).
Основным профилем скульптурных и литейных работ Эдуардса стала монументальная пластика. В последнее предреволюционное десятилетие он считался самым деятельным скульптором-монументалистом всего Юга России. Им были воздвигнуты памятники Александру Суворову в Измаиле и Очакове, Екатерине ІІ в Одессе и Краснодаре, археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, Пушкину и Гоголю в Харькове.
Данное произведение – редкий и исключительно интересный образец прикладного бронзового литья по авторской скульптурной модели; как называл сам автор, это – «промышленно-художественная скульптура», украшающая вазы, каминные часы, пепельницы, письменные приборы и пр. Из профессиональных скульпторов в России таким видом творчества занимались Н.И. Либерих и Е.А. Лансере, но с конца XIX столетия прикладная скульптурная пластика досталась в основном на откуп мастерам-ремесленникам.
Моделируя скульптурную вазу, Эдуардс обращается к современной ему стилистике европейского искусства – модерну, когда и форма, и декор предмета перестают быть повторением классических канонов, но представляют плод свободной фантазии скульптора-декоратора. При этом одесский скульптор использует здесь не столько линейную стилизацию модерна, сколько его натуралистический ресурс.
Эдуардс преображает корпус вазы в древесный ствол с иллюзорно переданной корой и листьями, а условный декоративный «стаффаж» из классических сатиров и нимф оживает и превращается у него в активно действующих персонажей.
Вокруг корпуса вазы разворачивается как бы подсмотренная, полная юмора и жизни сценка. Лесная нимфа – дриада – в живой и естественной позе привстав на цыпочки, смеясь и кокетничая, за что-то весело выговаривает маленького старичка-сатира, а он – с острыми волосатыми ушами, рожками на лысой голове, с голыми человеческими ягодицами и обвисшим брюшком – старательно оправдывается, прижимая лапку к сердцу и виновато смотря ей в глаза. Их взгляды, жесты, разговор и образные характеристики ни в чем не уступают героям настоящей кабинетной скульптуры.
Эта активизация художественного образа скульптурных «героев», украшающих бытовой предмет, их энергичное вторжение в окружающее пространство и тесное эмоциональное взаимодействие между собой – хорошо известное свойство, сближающее прикладную пластику модерна с наследием стиля рококо XVIII столетия. Так работа российского скульптора с полным правом встраивается в глубокую европейскую художественную традицию.
Данная работа является редким памятником отечественной пластики и бронзового литья, сохраняющим до наших дней имя талантливого скульптора. Предмет обладает большой художественной, антикварной и коллекционной ценностью.