Аукцион – одна из древнейших форм продажи товаров и услуг. Разнообразные торги организовывались ещё в древнем мире. Так в Вавилоне на аукционах продавали невест, о чём упоминал Геродот в своей “Истории”. В эпоху господства Рима аукционы достигли своего расцвета. На них продавали рабов, имущество римских граждан, военные трофеи и, в том числе, произведения искусства.
Возрождение аукционной формы торговли в Европе приходится на конец XVII – XVIII век. Именно тогда в Англии были основаны аукционные дома “Сотбис” и “Кристис”, которые во много предопределили развитие аукционов антиквариата, предметов искусства и коллекционирования в последующие два с половиной века и сегодня занимают ведущие позиции на мировом аукционном рынке.
В нашей стране аукционная торговля достигла расцвета в 1920-е годы – в период нэпа. Необычайно ярко торги этой эпохи описали в бессмертных “Двенадцати стульях” Ильф и Петров.
Вновь аукционы антиквариата в Советском Союзе стали проводиться в конце 1980-х годов. В 1988 году в Москве был основан аукционный дом “Гелос”, ставший ведущим отечественным аукционом на последующие четверть века.
Сегодня в нашей стране функционируют десятки аукционных домов, принципы организации деятельности которых основаны на отечественной и зарубежной теории и практике, на богатых традициях проведения аукционов искусства и антиквариата в России и за рубежом.
В первую очередь, необходимо отметить, что аукционные дома реализуют на торгах, в большинстве случаев, не собственные предметы, а вещи, взятые на комиссию. Этим фактом определяется и структура прибыли аукционного дома, складывающаяся из процентных выплат комитетов (сдатчиков предметов) и покупателей. Сумма аукционного вознаграждения может быть различной у разных аукционных домов.
Принятые на торги предметы атрибутируются, оцениваются. На следующем этапе работы эксперты аукционного дома составляют подробное описание лотов, готовятся фотографии. Составляется каталог, где все лоты объединяются в стринги – тематические разделы аукциона. Каталог публикуется в Интернете и, сегодня всё реже, издаётся в печатном виде для распространения среди клиентов аукционного дома.
В назначенное время в аукционном зале аукционист проводит торги, лот за лотом реализуя предметы, включённые в каталог аукциона. Покупатели, которые не могут присутствовать в зале, имеют возможность оставить заочный бид (ставку), торговаться по телефону или через Интернет. Таким образом понятно, что, если необходима продажа вещей аукционный дом будет лучшим местом для их реализации.