Западноевропейское искусство имеет длительную историю, в которой было много интересных событий. Стоит подробнее рассказать о примечательных периодах, что помогут отследить развитие и узнать об общих тенденциях.
В случае с древним искусством можно говорить о тех изделиях, которые создавались цивилизациями по всему миру, поскольку сложно выделить конкретные рамки. Особо яркими примерами служат наскальные изображения — их находили в пещерах. Люди изображали процессы охоты, раненных зверей, причем все это было с учетом пропорций и выглядело достаточно реалистично, несмотря на отсутствие должного опыта и учебников, книг.
Кроме того, древние люди создавали различные орудия труда и предметы быта. Они не думали о внешней красоте и эстетике, им больше была важна функциональность.
Люди в те времена были суеверными и думали, что, если изобразят зверя, проткнутого стрелой, охота будет удачной. Удивительно, что они во всех подробностях рисовали процесс охоты. Краски выполнялись из минеральных красителей, смешанных с водой или соком растений, животным жиром. Кроме того, умельцы создавали фигурки из костей и камней, чтобы поклоняться им, как божествам. Из глины, дерева и бронзы изготавливали посуду и прочие предметы быта.
Также можно выделить эгейское искусство. Главный его памятник — Кносский дворец. Он отличается невероятной архитектурой, фресковой живописью, мелкими скульптурами и декоративными сосудами. Планировка у здания тоже необычная: там много лоджий, террас, балконов и лоджий, каменных лестниц. Особое место занимали рисунки быков.
В Средние века искусство приобрело религиозный и отвлеченный характер. Оно не следовало природе, но было одухотворенным и восхваляло бога. Можно выделить такие периоды:
«Романское искусство» — условный термин, который возник ближе к концу XIX века. В указанный период церковь стала очень могущественной, что и влияло на все сферы жизни людей. Основными темами стали сцены страшного суда и апокалипсиса. Большой популярностью пользовались творения монументальной пластики. Это были рельефные композиции над порталами.
Отметим, что в Западной Европе христианство отличалось от того, что царило на Востоке. Фокус внимания был смещен на греховное начало человека, его несовершенства и путь, который нужно пройти для преодоления. Его представляли как драматический и мучительный, что и находило отражение в творчестве. Всем направлениям искусства была свойственна идея единого порядка. Он был достаточно четким и жестким.
В убранствах храмов особое внимание уделялось фрескам. Они были многоцветными, привлекающими внимание. Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гатан в Пуату и вовсе имел единый сюжет.
Готическое искусство стало новой ступенью развития искусства в Средние века. Можно сказать, это направление было более зрелым в сравнении с предыдущим. Характерные особенности — единство и целостность художественных проявлений. Религия тут отражена более чутко, а еще активно показывается любовь к жизни, природе и человеку.
В рельефных произведениях преобладала высокая и почти круглая лепка. Творцы сосредотачивались на статуях, которые продумывались очень четко. Они были объемными и детально передавали характеры персонажей. Несколько статуй создавали единую композицию, выглядя невероятно внушительно.
Отдельно можно рассказать о витражах. Сюжеты на них подчинялись строгим правилам: северная сторона соборов, где и использовались такие предметы искусства, заполнялась иллюстрациями сюжетов Ветхого Завета, южная — Нового. В аспиде рассматривались ключевые события бытия Христа. Западный же фасад рассказывал о Страшном суде. Можно сказать, что витражи ярко иллюстрировали особенности готического искусства.
В период готики наблюдался расцвет книжной миниатюры. Появлялось все больше рукописей, иллюстрированных мастерами вручную. Возникло много красивых часословов и псалтырей для домашнего чтения. Кстати, о том, как оценивать ценность антикварной книги, мы рассказывали здесь.
А еще в готический период стал развиваться жанр портрета. Художники стали изображать образы, наделенные индивидуальными чертами. Учитывались именно те особенности, которые были присущи конкретному человеку.
Ренессанс-искусство основывалось в то время на традициях классицистического характера. В живописи продолжал наблюдаться религиозный характер, но он стал более земным и осязательным.
Постепенно развивалась статуарная пластика. Речь идет о церковных кафедрах, надгробных памятниках, городских фонтанах, рельефах, круглой скульптуре. Причем разрабатывались они по специальным теологическим программам.
Что касается живописи, она стала более монументальной. Подавляющее большинство произведений посвящалось истории Христа, а также похожей религиозной тематике. Персонажи стали рельефными, передавали трехмерность пространства. В качестве яркого примера творчества той эпохи можно выделить картину «Мадонна со святыми». Там использовался принцип так называемой античной перспективы, а Богоматерь имеет византийский облик. Многие мастера творили именно в таком стиле.
Одним из самых известных представителей школы Ренессанса был Джованни Беллини. Он стал основоположником направления Высокого Возрождения в Венеции. Его работы были драматическими и холодными по цветовой гамме, но постепенно они сменились более яркими картинами. Также в числе основных представителей эпохи можно назвать Боттичелли и его известную «Весну». Художник изобразил персонажей со стройными и идеализированными фигурами.
Реформатором в направлении скульптуры стал Донателло. Он внес свой вклад почти во все ее сферы. Типичный образ Ренессанса — статуя святого Георгия.
Кульминацией стал период Высокого Возрождения. Это не очень продолжительный период, который длился всего около 30 лет. Произведения имели более крупные масштабы, хотя и обычные тоже имели место быть. Новое понимание масштабности, к слову, не совсем имело отношение к размерам. Даже небольшие полотна показывали иное видение, более «крупное». Творцы изучали образ идеального человека, показывали его внутреннюю силу.
Основоположники этого периода — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Они оказывали немалое влияние на людей искусства. У да Винчи, например, можно выделить произведение «Тайная вечеря». Это большая фреска, раскидывающаяся на всю стену. Художник запечатлел тот момент, когда Христос рассказал о предательстве одного из присутствующих. Еще одно знаковое произведение да Винчи — Мона Лиза.
Истоки барокко — в Италии, однако они не ограничиваются лишь этой страной. Зародилось направление сразу в нескольких государствах. Влияние оказала концепция абсолютной монархии и популярность драматургии и театра. В новых дворцах должны были организовываться пышные и яркие празднества, благодаря чему направление смогло раскрыться в полную силу. Кроме того, церковь активно субсидировала деятелей искусства, поддерживающих это веяние.
Барокко — это период, который отличался сложной художественной формой, большое внимание уделялось символам и аллегориям. Реалистичные персонажи и сцены могли сочетаться с чем-то мифологическим, мистическим. Если говорить о живописи, то картины получались яркими в эмоциональном плане, творцы использовали игру цветов и теней, приветствовалась помпезность. Нельзя сказать, что абсолютно все предметы, созданные в эпоху барокко, ценные, но многие из них действительно важны. Если вы хотите знать, что лучше покупать в свою коллекцию, изучите эту статью.
Барокко — эпоха, искусство которой направлено на то, чтобы дотянуться до души. Если в период Возрождения между произведением и наблюдателем выдерживалась дистанция, здесь она исчезла. В Риме возникла величественная манера живописи, посвященная восхвалению святых и религиозных личностей. Кроме того, востребованным стал жанр парадного портрета — он помогал показать статус человека в обществе. Нередко еще изображали правителей в окружении древних богов.
В архитектуре мастера придерживались тенденции по созданию ансамблей. В качестве яркого примера можно выделить церковь Иль-Джезу. На фасаде двухъярусного здания находились волюты, которые давали эффект плавного перехода от верхнего яруса к нижнему. В интерьере преобладали декоративные детали, привлекающие внимание наблюдателя. Таким образом символизировалась сложность перехода от земной суеты к небесному блаженству.
Неоклассицизм — неоднозначный термин. Данный период был переломным, так как люди ожидали перемен, но одновременно и боялись их, не зная, что будет дальше. Это и выражалось в творчестве. Можно было проследить по творениям напряжение.
В архитектуре придерживались симметричности композиций и четкости силуэтов, но также использовали античные декоративные формы. Приветствовалось создание единых ансамблей. Мастера живописи и скульптуры обратились к греко-римской мифологии и литературе, используя образы оттуда. Царил культ идеального тела, строгого рисунка и композиции. Все линии должны были быть четкими, выдержанными.
Со временем начал теряться интерес к античности, в результате чего во всех сферах творчества появился романтизм. Он показал определенные взгляды на человека и его душевный мир, природу и политику, внутренний мир. Было утеряно понимание унифицированной красоты. Приветствовалась индивидуальность и свобода творческих взглядов. Людям хотелось чего-то поэтичного.
Период достиг расцвета в 20-30-е годы XIX века, но искусство этого времени всегда было неоднородным. Последователи романтизма придерживались мнения, что жизнь человека более богата, чем его социальная действительность. Все творчество показывало разочарование в действительности и нежелание принимать текущее положение дел. Ярко показывались переживания.
Основным творческим методом романтизма стала ирония. Она могла быть как совсем легкой, так и горькой, с оттенком печали. Творцы показывали интерес к фольклору. В целом, искусство поражало своей эмоциональностью и сложностью. Некоторые творцы показывали в своих творениях одиночество. Не было никакой классической отточенности, зато присутствовало положительное отношение к хаосу.
К середине XIX века романтизм исчерпал себя во всех сферах искусства кроме музыки. Она лучше всего показывала настроение и смятение.
Импрессионизм имел определенное смещение акцента с объекта на субъект и субъективные ощущения. Основной фокус — на впечатлении, вызываемом у художника. Приветствовались эксперименты, а творцы искали новые средства для выражения, играли с приемами. Часто использовались необычные сочетания красок. Людям нравилась текучесть и подвижность, изменчивость. Постоянство и статичность было же, скорее, минусом.
Пока что поиск всего нового не стал самоцелью, однако импрессионизм стал первым шагом к этому. Творчество ушло от рассмотрения социальной проблематики. Художник как бы фиксировал цветовые ощущения, но не углублялся в них. И далее эта тенденция только усиливалась, близясь к антисоциальной.
Сущность направления заключалась в том, чтобы показать в своих произведениях впечатление от окружающей среды. Например, рассказать о жизни города, которая никогда не стоит на месте. Можно сказать, что импрессионисты разрушили материальность мира.
Основной смысл экспрессионизма заключался в том, что творчество должно было показать протест против несовершенства цивилизации и выразить ужас перед хаосом, присущим жизни. Можно сказать, это отклик на политические и социальные потрясения того периода. Очень часто творцы обращались к тематике революции. Центр направления — истерзанное сердце человека, бездушие мира. Приверженцы желали что-то изменить, перевернуть действительность с ног на голову.
Экспрессионизм можно ясно увидеть в творчестве Ван Гога, Мунка, Энсора. Они использовали методику использования цвета и света, искажение передачи форм и линий. За счет этого усиливались впечатления, которые наблюдатель получал от картины. Особенность стиля — грубые мазки, кажущиеся небрежными. Но художники делали это намеренно, что позволяло создавать нечто удивительное.
Во главе абстрактного искусства были формальные элементы — линии, цветовое пятно и отвлеченная конфигурация. Последователи стиля использовали простые и сложные формы, играли с оттенками и плоскостями, создавая что-то, что сложно описать. Основная цель — вызвать яркие эмоции у наблюдателя. Если просто посмотреть на картину, не вдумываясь, можно вначале подумать, что это просто сочетание непонятных пятен и фигур. Но при детальном изучении станет ясно, что художник вложил в свое творение определенный смысл.
Абстракционизм возник по той причине, что людям хотелось перемен. В начале XX века многие устали от старых устоев и традиций, причем это касалось не только искусства. Можно сказать, что данное направление дало людям то, чего они хотели. В искусстве появились всевозможные новаторские решения. Не было никаких ограничений и рамок, что позволяло отражать свои эмоции и чувства любым способом. Направлений у такого искусства было несколько:
Отсутствие ограничений позволило последователям направления создать множество удивительных произведений.
Поп-арт — направление искусства, которое было актуально в 50-60-е годы. Это своеобразная реакция на абстрактный экспрессионизм, желание отказаться от него. Поп-арт пользуется популярностью и у современных коллекционеров и дизайнеров, людей искусства.
Направление высмеивало культуру потребления. Но далее оно еще и смогло размыть границы между низким и высоким искусством. Художники использовали в своих работах бытовые предметы, фотографии, репродукции и печатные издания. Вдохновение они черпали из глянцевых журналов, телевидения, рекламы. Нельзя сказать, что все творения в этом стиле были уникальны и индивидуальны, и все же они выделялись и привлекали внимание своей яркостью.
Стоит отметить, что художники часто критиковались — обычно за бессмысленность. В основе поп-арта лежал уже готовый сюжет, а не что-то новое. Но это мало кого останавливало. И сейчас это направление вновь набирает обороты, у него много последователей. Довольно часто можно увидеть в продаже принты с Мэрилин Монро, картины с ней же — и они же были популярны в 50-е годы прошлого века.
Концептуализм — постмодернистское направление в искусстве, которое желает доказать, что идея выше формы выражения. Последователи этого стиля считают, что их творчество должно вызывать не эмоции, а желание интеллектуально переосмыслить увиденное. Направление не коммерческое и никак не ограничивает творцов. Никто не стремится создавать нечто завершенное. Основная задача здесь — дать наблюдателю почву для размышлений.
Активное развитие направление получило в 60-е годы прошлого века. Последователи призывали не создавать что-то привычное в классическом смысле, а донести идею до зрителей — способ при этом может быть любым. В итоге и стали появляться перфомансы, необычные картины, скульптуры. Основное воздействие оказывается именно на интеллектуальное, а не эмоциональное восприятие.
Подводя итог, можно сказать, что в Западной Европе было и есть много направлений искусства. Некоторые из них остались в прошлом, другие же находят последователей и сейчас. В любом случае, все они интересны для изучения, а предметы, вышедшие из-под рук создателей, привлекают внимание коллекционеров.