Антикварная эмаль | Аукционный дом Альтерс
Поделиться

Антикварная эмаль

5 Июн. 2023
11 мин чтения

Искусство нанесения эмали на предметы имеет очень богатую историю. Еще в далекие времена ювелиры оценили богатство такого материала, с помощью которого изделиям обеспечивалась свежесть и блеск. К таким предметам относились женские украшения, драгоценная посуда или различная церковная утварь. Все сохранившиеся вещи привлекают особое внимание любителей антиквариата, готовых выложить крупную сумму за приобретение таких экземпляров с целью увеличения своей коллекции. Старинная технология нанесения эмали до сих пор изучается современными мастерами, и некоторые ее особенности используются в нынешние времена.

Старинное серебро с эмалью

Правильная работа с эмалью позволяет превратить вещи в настоящие украшения. Этот материал представляет собой застывшую массу стекловидного типа, имеющего различные цвета.

Техника нанесения эмали на художественные изделия была известна еще с древних времен и на Руси называлась финитью. Данное слово в переводе с греческого языка означает «блестящий камень». Метод состоит в разведении стеклянного порошка водой с последующим нанесением его на расписанную металлическую поверхность. После обжига формируется тончайший застывший слой.

В качестве основы часто использовалось золото или серебро. В итоге обработанные украшения становились настоящей художественной ценностью.

В древние времена существовали целые ювелирные мастерские, где мастерами на серебро наносилось эмаль. Изделия, выполненные много веков назад, в хорошем состоянии сохранились до нашего времени и являются предметом мечтаний для коллекционеров.

Технология нанесения эмали на серебро отличается повышенной сложностью. При этом она с успехом была освоена в средние века эмальерами Москвы и Санкт-Петербурга. Красивое покрытие стало в первую очередь наноситься на детали церковного интерьера. Кроме того, эмалью украшались столовая посуда, табакерки, шкатулки и письменные приборы. Сейчас эти изделия часто можно увидеть на аукционах. Есть немало коллекционеров, которые занимаются бизнесом в данной сфере, а чтобы разобраться, как оценить и продать старинные иконы, можно узнать, прочитав эту статью.

Как только мастера освоили качественное нанесение эмали, многие украшения стали предметами интерьера высокопоставленных лиц и даже царских семей. Также большим успехом пользовалась миниатюрная роспись. В большом количестве живописные работы заказывались монастырями, а различная утварь отделывалась накладными медальонами.

Несколько позже эмаль стала занимать значительное место в творчестве выдающихся мастеров. Лидирующие позиции заняли следующие московские компании и фабрики:

  1. Овчинникова. Продукция отличалась большим разнообразием красок.
  2. Хлебникова. Работы выполнялись в древнерусском стиле.
  3. Оловянишникова. Заказы совершал Московский патриархат. Здесь отделка проводилась очень тщательно.
  4. Мишукова. Специализация была по памятникам искусства.

Кроме московских компаний своими работами славилась фирма братьев Грачевых, располагающаяся в Петербурге. В их произведениях редко использовалось более одного цвета, что придавало изделиям особую строгость.

Виды эмали

Искусство нанесения эмали уходит в прошлые века и за этот период времени ювелиры обогатились большим опытом. С течением времени появлялись новые методы применения эмали. Связано это с особенностью ее нанесения на различные изделия, где требовалось применение каждый раз особой технологии. Кроме того, часто эмаль использовать вместе с установкой драгоценных камней, а также гравировки на серебряной или золотой основе.

На базе глубокого изучения опыта древности успешными темпами развиваются и современные технологии нанесения эмали. Получаемое прочное покрытие отличается высокой стойкостью и хорошо сохраняет цветную роспись от влияния непогоды.

Выемчатая эмаль

Нанесение выемчатой эмали относится к ювелирной технике. Принцип заключается в формировании на металлической пластине сюжетного изображения путем его вырезки с последующим заполнением углублений эмалью. Ее застывание происходит после окончания процедуры обжига. При этом могут использоваться прозрачные и непрозрачные эмали. В первом случае после обжига они шлифуются и полируются.

Выемчатая эмаль имеет большой арсенал возможностей. Получаемые узоры могут быть разной ширины и глубины, что существенно обогащает изображение.

При этом есть возможность использовать сочетание разных приемов. Изображение можно выполнять таким способом, что эмалированию подвергается все изделие кроме нанесенных выемок. Другим вариантом является только заполнение рисунка.

Выемчатая эмаль может изготавливаться на золоте и серебре. При этом в прежние времена чаще всего оно выполнялось на меди или бронзе. Для этого на цветном металле сначала создавались неглубокие выемки для формирования изобразительной композиции. После заполнения их стеклянной массы затвердевшая смесь шлифовалась. Такими работами в первую очередь славились мастера французского города Лимож. При изготовлении эмали использовалось корнуэльское олово, а для подготовки красителей из Испании привозилась сафра.

Постепенно работы мастеров совершенствовались, а техника выемчатых эмалей усложнялась. В результате произведения приобретали выразительность и играли новыми красками. В первую очередь это коснулось церковной утвари, к которой относились различные ритуальные сосуды, распятия, кадильницы.

К одним из первых работ, выполненными лиможскими мастерами, относятся раки. Заказ был совершен графом де Ла Марш. На одном из изображений представлен Христос, вокруг которого расположены евангелисты и ангелы. Сейчас этим произведением владеет церковь, построенная недалеко от Лиможа.

Любителям коллекционирования подобных изделий необходимо знать, в каких местах стоит приобретать их. Для этого обязательно прочитайте статью, где можно купить старинные украшения.

Перегородочная эмаль

Техника перегородочной эмали состоит в создании изображения из небольшого размера проволочек с дальнейшей заливкой стекловидным составом и последующим обжигом. Богатство рисунка зависит от числа и конфигурации задействованных тонких металлических элементов. Для усложнения работы с целью повышения ее эффективности иногда добавляется процедура чеканки металла. Также в некоторые места вставляются украшения в виде камней, что позволяет рельефно выделять на поверхности когти или зубы зверей.

Отличительным признаком перегородочных эмалей является одинаковая высота залитой застывшей массы со всеми перегородками. Для этого поверхность тщательно шлифуется и полируется. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основы берется металлическая пластинка, а для перегородок используется медь, серебро или золото.

На Руси распространение получили витражные эмали. Отличительная их особенность — отсутствие металлической основы. Такое название возникло благодаря просвечиванию эмали, что ассоциировалось с витражами из стекла.

В качестве основы используется металлический каркас, который формируется в виде ажурной формы. Получается он методом выпиливания. Затем в него заливается эмаль. В качестве материала также может использоваться золото, серебро, медь. Такой метод получил название техники горячей эмали. Все выполняемые работы относятся к элитарному искусству, поэтому не получили широкого распространения. Данный метод дает возможность вести изготовление разного вида изделий, включая декоративные или сложные живописные варианты. Таким способом изготавливаются кулоны, серьги, кольца, а выполненные в них разноцветные изображения выглядят в виде тонкой вязи. Отличительная особенностью — долговечность, красота и прочность. Сохранившиеся в хорошем состоянии изделия имеют высокую цену, которая изменяется в зависимости от периода их изготовления.

Также существует техника использования перегородочной эмали без обжига. Это холодный способ, при котором разведенный в определенных пропорциях жидкий состав эмали заливается на подготовленное основание. С помощью специальных инструментов в наиболее труднодоступных местах ведется подкрашивание. В результате холодная эмаль чем-то напоминает керамическое покрытие.

Особенности ювелирной эмали

Исходными составляющими для ювелирной эмали являются кремнезем, глинозем и плавни, к которым относятся оксиды калия, свинца, натрия, алюминия, магния или кремния. Такая эмаль имеет порошкообразный вид разного оттенка. Ее спекание с металлом ведется при высокой температуре, достигающей порядка 800°, на протяжении получаса. После остывания готовые изделия поступают в ювелирные магазины.

В качестве базы, на которую наносятся эмали, используются изделия из золота или серебра. При этом в древности также применялась чистая медь или бронза. Чуть позже для этой цели стали еще использоваться чугун и сталь.

Преимуществом использования золота и серебра является невосприимчивость цветного металла к высокой температуре в процессе отжига. В результате получается красивое изделие с характерным блеском, который сохраняется под слоем прозрачной эмали.

Существует несколько видов наносимых эмалей:

  1. Прозрачные. Покрытые изделия красиво блестят при попадании на них солнечного света.
  2. Опаковые. Это глухие эмали с разнообразными насыщенными цветами.

Оба вида материала также хорошо выполняют защитную функцию, предохраняя металл от повреждений.

Живописная эмаль

Такая техника еще носит название расписного эмалирования. В качестве инструмента для ее нанесения используется кисть. На первом этапе медные или серебряные пластины, а также объемные формы полностью покрываются белой эмалью. Затем берется краска нужной расцветки, и с помощью кисти наносится контур выбранного изображения с пропиской всех деталей, таких как волосы, черты лица или складки одежды.

Также существует другой способ формирования рисунка, который носит название «припорох». Для этого берется лист бумаги с выполненными в определенных местах отверстиями, прикалывается к эмалированной поверхности, а сверху насыпается голландская сажа. В итоге получается контур изображения, который эмалируется, обжигается и расписывается краской. Такая процедура проводится в нескольких местах, и в итоге формируется единая красочная гамма.

Эмаль по скани

Техника относится к разновидности перегородчатой эмали. Она получила довольно широкое распространение в России. Сначала на поверхность металла выкладывается орнамент из золотой, серебряной или медной проволоки в форме ячеек. Затем каждый замкнутый контур до самых краев заполняется эмалью разного оттенка. После окончания процедуры отжига эмаль оседает, и края проволоки выступают над поверхностью. Процесс полировки не проводится, поскольку есть риск повреждения рисунка. В этом и состоит отличие эмали по скани от перегородчатой техники.

Поскольку слой затвердевшей эмали очень тонкий, иногда такая процедура повторяется еще несколько раз.

По гильошированному фону

Такая техника применяется по механически нанесенной на поверхность гравировке. При этом выполнение рисунка осуществляется с помощью специальных станков, позволяющих формировать геометрический декор в форме волнообразных линий, полос, лучей, концентрических кругов или повторяющихся штрихов. При работе обязательно используется прозрачная эмаль различных оттенков. Это создает видимость металлической поверхности и качественное просвечивание узора. В качестве базы используется серебро, золото или красная медь.

Очень часто такую технику в своих работах использовал Фаберже, создавая с ее помощью исторические шедевры. Это обеспечиваю его произведениям красивые перламутровые переливы.

Работы Хлебникова

Ювелирная фирма Хлебникова прославилась своими работами, которые выпускались в разных стилях. Все они отличались качеством исполнением. Художественному уровню продукции мастер уделял особое внимание. В итоге все его изделия резко выделялись среди конкурентов.

В первую очередь славу приобрели серебряные изделия, выполненные в русском стиле. Присутствующая на них эмаль имела самые разнообразные оттенки. Из серебра выпускались различные кубки, ковши и другие искусные композиции. Создаваемые образцы имели имитацию фактуры бересты, дерева, лыко или ткани. Продукция Хлебникова очень высоко ценилась и постоянно присутствовала во множестве королевских дворов Черногории, Нидерландов и Дании.

К наиболее выдающимся экземплярам Хлебникова относятся следующие работы:

  1. Часы с серебряной скульптурой. Это произведение из коллекции Ротшильдов. Оно было преподнесено в качестве подарка в честь 25-летия свадьбы государя Александра III и царицы Марии Федоровны. Общая высота украшения составляет 33,8 см. На нем представлены часы красивой формы, а сверху на них стоит женщина с букетом цветов в руках. Кроме того, на часах присутствует гравированная надпись.
  2. Позолоченный чайно-кофейный сервиз. Эта работа была украшена перегородочной эмалью. Сервиз выполнен в японском стиле. На его поверхности присутствует множество украшений в виде бабочек и драконов.
  3. Позолоченная тацца. Это серебряное изделие, выполненное с изогнутым краем. Очень красиво смотрится нанесенная витражная эмаль. Диаметр украшения составляет 18,7 см.
  4. Позолоченная шкатулка. Это серебряное изделие, на котором одновременно присутствует перегородчатая и живописная эмаль. Во время выполнения работы за основу была взята картина Маковского «Боярский свадебный пир».
  5. Позолоченная чаша. Изделие, украшенное витражной эмалью, представляет собой чашу для шампанского. Крепится она к основанию длинной тонкой ножкой. Общая высота фигуры составляет 11,5 см.
  6. Подарочные панно. Это большие деревянные произведения, на которых присутствуют покрытые эмалью серебряные барельефы с драгоценными камнями. Такие работы изготавливались с разной композицией специально для юбилеев или торжественных дат. Обычно на них были нанесены различные надписи.

Все выпускаемые предметы отличались красотой и качеством изготовления, поэтому всегда пользовались большим спросом. Сохранившиеся до нынешнего времени произведения вызывают большой интерес у любителей антиквариата.

Произведения Овчинникова

Не менее уникальны по красоте и изделия мастера Овчинникова, который также основал свою фирму. Особенно выделяются уникальностью произведения, выполненные перегородчатой эмалью. Все работы стоят в один ряд по стоимости и характеру изготовления с выдающимися трудами ювелирного искусства.

При этом наряду с перегородчатой эмалью также использовались выемчатая и витражная роспись. Благодаря высокому качеству произведений Овчинникову было дано право ставить на своих работах государственный герб вместе с клеймом фабрики.

К наиболее ценным произведениям Овчинникова относятся следующие варианты работ:

  1. Водочный сервиз. Блюдо и все бокалы изготовлены из серебра с позолотой. На их поверхности присутствует выемчатая эмаль, формирующая на поверхности красивые узоры.
  2. Кофейный сервис. Все три составляющие сервиза изготовлены из серебра, на котором присутствует узор, выполненный в синем цвете. В данной работе также использовалась техника выемчатой эмали. Кроме того, присутствуют перламутровые вставки, а внутренняя поверхность приборов позолочена.
  3. Ликерный сервиз. Это редкой красоты серебряное произведение с нанесенной позолотой. Здесь использовалась техника перегородочной эмали. Все присутствующие приборы красиво оформлены в красный цвет.
  4. Массивный набор для пунша. Это большое произведение, на котором с помощью перегородочной эмали представлены узоры необыкновенной красоты. В качестве основы используется позолоченное серебро.
  5. Стакан и тарелка. На составляющие произведения нанесена полупрозрачная и непрозрачная эмаль. Кроме того, на стакане присутствует изображение Московского кремля, а также храма Христа Спасителя.

Качество всех работ Овчинникова настолько высокое, что о них имеют представление практически все коллекционеры.

Ювелирная работа Фаберже

Компания, которой руководил Фаберже, располагалась в Санкт-Петербурге и в ней работали настоящие мастера своего дела. В результате ни одна конкурирующая фирма не могла похвастаться результатами работ такого же качества.

К наиболее известным произведениям Фаберже относятся пасхальные яйца. Фактически это была вершина искусства того времени. Все выполненные изделия основаны на принципе матрешки.

Среди работ Фаберже стоит отметить наиболее значимые его произведения:

  1. Яйцо с сюрпризом. Изготовлено изделие из белого металла, который сверху покрыт эмалью. Сверху присутствует рисунок в виде листьев клевера. В месте стыковки половинок и у основания яйца видны пояски. В области расположения замочка красиво смотрится императорский двуглавый орел. Все изделие выполнено настолько тонко, что для настоящего коллекционера обязательно станет роскошным подарком.
  2. Корзина с яйцами. Здесь изображена корзина, в которую положены разноцветные пасхальные яйца. На общем фоне красиво выделяется золотая расцветка, придающая всему произведению праздничный вид.
  3. «Колибри». Это комплект фарфоровых изделий яйца и тарелки с росписью. Диаметр тарелки составляет 21 см, а яйца — 14 см. Обе составляющие представляют собой единую композицию, поскольку на них изображена одна и та же летающая птица.

Среди выполненных работ Фаберже присутствует много других форм, среди них встречаются ювелирные украшения, статуэтки и композиции различных видов.

Эмаль в руках художника может превращать изделия в настоящие художественные произведения. Это наглядно доказали выдающиеся мастера, среди которых лидирующие позиции занимают Хлебников, Овчинников и Фаберже.

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться