







Бронза, литье, чеканка, патинирование.
На постаменте: «Гинцбург 1906», «ЗАВ. К. Ф. Верфель С П Б».
Размеры: 45х20х14 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.
С историко-культурной атрибуционной консультацией эксперта по культурным ценностям МК РФ, эксперта, аккредитованного при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, кандидата исторических наук Л.А. Дементьевой.
Представленная скульптура выполнена по модели знаменитого скульптора Ильи (Элиаша) Яковлевича Гинцбурга (15(27).5.1859, Гродно, -3.1.1939, Ленинград). Сын автора работ по иудейскому богословию. Учился у М. М. Антокольского (с 1871) и в петербургской Академии Художеств (1878-86). Создавал отличающиеся непосредственностью наблюдений и тщательностью трактовки деталей бронзовые жанровые композиции с изображением детей. Автор многочисленных бюстов и портретных статуэток современников — крупнейших русских художников, писателей, музыкантов, ученых и общественных деятелей. В числе монументальных произведений — надгробие В. В. Стасова, (бронза, 1908), надгробие М.М Антокольского (бронза, 1909), памятник Н. В. Гоголю в селе Б. Сорочинцы (бронза, 1911), И.К. Айвазовскому в Феодосии (бронза, гранит 1915). В советское время работал над памятниками: Г. В. Плеханову (1925), Д. И. Менделееву, крупнейших русских художников, писателей, музыкантов, ученых и общественных деятелей.
Особое значение в творческом наследии Гинцбурга занимали жанровые сцены н статуэтки, изображающие детей — им было посвящено 35 моделей скульптора.
Модель скульптуры «Молодой музыкант», в которой скульптор изобразил мальчика, играющего на струне, была создана в 1890 году. Модель была отлита в бронзе на известном петербургском бронзолитейном предприятии А.П. Морана и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее, куда она поступила в 1898 году из Академии художеств. Размеры этого произведения — 98,0 х 46,0 х 43,0.
Скульптура была эффектно представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 r. и принесла скульптору золотую медаль.
Скульптура была восторженно встречена зрителями; в начале ХХ века её изображение размещали на почтовых открытках. Известный русский художественный и театральный критик Владимир Васильевич Стасов ( 1824-1906) относил эту работу Гинцбурrа к числу лучших произведений отечественной пластики.
В 1906 году Гинцбург повторил эту модель в кабинетных размерах; новая модель была использована для отливки представленной скульптуры. При этом скульптор немного изменил моделировку лица, а из рук мальчика исчезла струна, на которой он играл.
Как и другие произведения Гинцбурга, композиция скульптуры создана под непосредственным впечатлением. Мальчик, взяв в руки струну, увлеченно играет, прислушиваясь к необычным звукам этого простейшего музыкального инструмента.
Представленная скульптура маркирована характерным клеймом известного петербургского бронзолитейного предприятия, основанного в 1842 году Федором Верфелем (Карл-Фридрих-Эрнст, 1821-1857).
Скульптура выполнена в лучших традициях этого предприятия.
В настоящее время экземпляры в бронзе хранятся в собраниях Сахалинского областного художественного музея, Музейном комплексе имени Ивана Яковлевича Словцова; Музее «Собрание», в частных коллекциях.
Скульптура представляет художественную, историко-культурную ценность, имеет музейное, антикварное, коллекционное значение.