Изображение рослого рядового гвардейского гренадера в парике с буклями, в шапке- гренадерке с двуглавым орлом на высоком налобнике.
Бронза, литье, чеканка, коричневое патинирование; монтировка. Подставка- дерево.
Клейма: на переднем торце подставки выгравирована памятная надпись «БЕРГЕНЪ 1799», на ее плоскости – следы нечитаемой нацарапанной курсивом записи; на гренадерке вырезан девиз «СЪ НАМИ БОГЪ», в литье – вензель императора Павла «П I».
Размеры: 42,Зх24,0х9,7 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, восполнение сабли, потертости и частичные утраты патинирования на подставке и на выступающих частях рельефа; точечные пятна патины и царапины на подставке.
С историко-культурной атрибуционной консультацией старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.
По своему назначению данная скульптура представляет жанр «полковых подарков».
Автор работы – штабс-капитан Александр Петрович Редькин (1881 -1972), что позволяет определить наличие аналогичных отливок с подписью в литье «ЛЪПИЛЪ ШТ.КАПИТ(АНЪ) А.П.РIЪДЬКИНЪ 1912.». Следуя по стопам своего знаменитого прадеда, барона П.К. Клодта, начинавшего творческий путь с военной пластической миниатюры, он создавал выразительные и точные изображения солдат и офицеров русской армии.
Профессиональный военный и боевой командир, Редькин участвовал в сражениях русско-японской войны, в 1-ую Мировую был трижды ранен, дослужился до чина полковника; воевал в армии Врангеля. Был награжден орденами Св.Анны, Станислава и Владимира.
Он всегда находился в центре полковой общественной жизни, а в свободное время плодотворно занимался скульптурой. В лейб-гвардии Павловском полку Редькин служил с 1905 года и посвятил этому воинскому соединению большинство своих работ, в которых воссоздавал полковую и военную жизнь павловских гвардейцев неукоснительно точно, на подлинном документальном, вещевом и изобразительном материале.
Герой данной композиции представляет гренадера первых лет формирования полка – эпохи правления Павла I, времени суворовских походов и боев с французской революционной армией. Надпись на цоколе скульптуры отсылает к одному из сражений коалиции европейских монархов с солдатами восставшей Франции. 8 сентября 1799 года у голландского городка Берген произошло решающее сражение, в котором объединенные русско-английские войска были разбиты французами и оставили союзную с Францией голландскую Батавскую республику. В этот день быстрое и отчаянно храброе наступление русских войск оказалось неподготовленным и несогласованным с английскими союзниками. Как доносил Павлу I командовавший сражением герцог Йоркский, «Дело, которого начало было столь блистательно и обещало успехи самые решительные, имело окончание несчастное единственно от излишней храбрости и рвения войск». Именно этот первый героический натиск русских полков и отражен в данном произведении.
Отливка не маркирована литейщиком, что свидетельствует о сохранении прав художественной собственности за автором.
Данное произведение является интересным образцом батального жанра российской скульптуры малых форм.
Скульптура обладает несомненной художественной, коллекционной и антикварной ценностью.