Настольный скульптурный бюст Александра II, изображающий российского императора оплечно, в застегнутом мундире с эполетами, с двумя орденскими звездами, с полным набором георгиевских крестов и знаком двадцатилетней службы.
Бронза, литье, чеканка, монтировка, коричневое патинирование (меднение); камень, точение.
Клейма: сзади на подставке в овальном медальоне вырезано «С.П.б.» («Санкт-Петербург”); выше на срезе бюста – дата «1856.».
Размеры: 13,7х9,Зх7 см.
Сохранность: в хорошей сохранности, мелкие пятна патины и окислов; незначительные потертости патинировки и загрязнение поверхности; точечные выщерблины на подставке и камне.
С историко-культурной атрибуционной консультацией старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.
Портретное изображение царя-освободителя, выполненное в самом начале царствования Александра II, к его коронации в августе 1856 года.
Иконография скульптурного бюста восходит к одному из графических воспроизведений живописного портрета молодого императора работы Батмана 1856 года (Военно-Исторический музей, СПб). Егор Иванович Батман (?-1891) известен как портретист императорской фамилии конца царствования Николая I.
Наиболее вероятно, что моделью для отливки данного скульптурного бюста послужила костяная скульптура, автором которой был Яков Памфилович Серяков (1818-после 1869) – замечательный русский скульптор-самородок.
Серяков Я.П. достиг высокого художественного уровня в профессиональной скульптуре малых форм. Основной областью его творчества оставались портретные изображения-рельефы, бюсты, фигуры в рост высотой в 20- 30 см.
Самые удачные работы Серякова отливались в гипсе, бисквите, чугуне и бронзе.
Памятник является иконографически редким, достоверным прижизненным изображением одного из самых достойных русских самодержцев.