







Бисквит, фарфор, полихромная роспись, позолота.
Марка: в тесте «АП».
Размер: высота 17 см, основание 15,5х9 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, мелкие сколы, профессиональная реставрация.
Аналогичная скульптурная группа представлена в собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического Музея.
С искусствоведческой атрибуционной консультацией, искусствоведа, члена НОЭКСИ Е.М. Ворушилиной.
Скульптурная композиция «Коломбина и Панталоне» превосходный образец изделий завода А.Г. Попова середины ХІХ века, выполненный на высоком техническом и художественном уровне. Обращает на себя внимание высокое качество формовки, фарфоровой массы, глазури, великолепие надглазурных красок И позолоты.
Скульптура имеет бесспорное историко-художественное, коллекционное и музейное значение.
Завод был основан в селе Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии в 1804 году К.А.Мелли и продан купцу Алексею Гавриловичу Попову в 1811 году. Предприятие выпускало фарфор великолепного качества: посуду, вазы, скульптуру. Продукция завода получала неизменно высокую оценку на многочисленных выставках, а владельцы предприятия награждались орденами и медалями.
Начиная с 1830-х-1840-х годов в связи с возросшим интересом к стилям прошедших эпох, и, в частности, к стилю рококо, многие фарфоровые предприятия обратились к наследию западноевропейских скульпторов и художников XVIII столетия.
Представленная скульптура «Коломбина и Панталоне» является воспроизведением модели И.И.Кендлера 1741 года, выполненной в Германии на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Коломбина и Панталоне известные персонажи Комедии дель арте (commedia dell’arte). Другое название комедия масок импровизационный театр итальянского Возрождения, возникший в середине XVI века. И.И.Кендлер создал серию скульптур на тему комедии масок, изобразив основных персонажей Бригеллу, Панталоне, Скарамуша, Арлекина, Коломбину и др.
Не секрет, что мейсенская скульптура XVIII столетия, пользовалась заслуженной славой и неоднократно повторялась в течение всего ХІХ века не только на заводах Германии, но и на фарфоровых предприятиях всей Европы. Следует отметить, что скульптура, выполненная по моделям И.И.Кендлера выпускалась, помимо частных российских фабрик (заводы Ф.Я. Гарднера, бр.Корниловых, А.Г.Попова и др.), и на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.