Дерево, металл, гипс, бархат; пастилья, тонировка.
Размеры: 19х27х 25 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы жука древоточца, сколы, потертость гипсового декора, потертости и красочного слоя, разрывы и потертости бархата, следы бытования, профессионально отреставрирован.
С экспертным заключением эксперта по культурным ценностям МК РФ, кандидата искусствоведения Т.Н. Карсаковой.
Ларец с плоской крышкой, укрепленной на двух металлических петлях, на плоском профилированном основании с округлым:и уплощенными, профилированными ножками, расположенными по четырем углам подошвы основания. Внутренняя поверхность ларца и крышки устлана малиново-красным бархатом с рельефным симметричным рисунком из завитков аканта, крупных цветков и сплетающихся в узлы узких лент. С внешней стороны ларец украшен растительным орнаментом из извивающихся побегов, листьев и цветков различной формы, выполненным в технике «пастилья».
Пастилья (от итал. pastiglia — «лепешка, комок теста») — итальянское название техники лепного рельефа, в частности рельефного декора, вылепленного из гипса или стукко и помещённого на деревянную панель, сундук-кассоне или на кессонах деревянного потолка. Такая техника использовалась для имитации резьбы по дереву или тиснёных по коже орнаментов, украшавших сундуки, ларцы, шкатулки в Италии в эпоху Возрождения и раннего Нового времени. По традиции, рельеф пастилья расписывали красками или покрывали позолотой. В данном ларце рельефные орнаменты также были расцвечены.
Орнамент рельефа пастилья отсылает к текстильным образцам Испании и Италии XVI в.
Наиболее характерным является компоновка элементов рисунка, состоящего из пальметтовидного цветка и симметрично извивающихся по его сторонам широких листьев и тонких побегов (или лент — как вариация). Этот орнамент возник на востоке и получил название «дамасский орнамент» по названию города, являвшегося крупнейшим центром по производству дорогих шелковых тканей. Полотно равномерно покрывал рисунок, лишенный какого-либо ярко выраженного центра.
Ларец изначально представлял собой предмет для хранения каких-либо небольших вещей, например, денег, драгоценностей, флаконов и коробочек с косметикой или документов.
Ларец, украшенный в технике «пастилья», является ярким образцом декоративно-прикладного искусства Италии конца XVI — начала XVII вв., имеет историко-культурное и музейное значение.