Стекло прозрачное бесцветное, гранение, травление.
Размеры: высота штофа – 25 см, основание – 10 х 6,5 см; высота стопки – 8,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, мелкие царапины, микро скольчики.
Экспертное заключение заведующей отдела керамики и стекла Исторического музея, эксперта по культурным ценностям Россвязьохранкультуры Смирновой Е.П.
На тулове штофа – изображение грифона с вензелем Е II и двухглавого орла с вензелем ЕII.
Набор относится к изделиям, выполненным Гусевским хрустальным заводом Мальцовых к 300-летию дома Романовых.
Эта знаковая для России дата сопровождалась весьма широкой художественной программой. Сувенирные изделия занимали в этой программе весьма существенное место; их изготавливали практически все предприятия страны, в их проектировании принимали участие ведущие русские художники. Стекольные заводы Мальцовых не были исключением. Самый известный проект юбилейных изделий (по которому и выполнен рассматриваемый нами набор) был создан знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем (1859-1926), одним из ярких представителей «русского стиля». Посудные формы комплекта разработаны на основе традиционных русских стеклянных форм (штоф, стопа), декор также стилизован в «русском стиле», включая характерные по рисунку тюльпаны. Предметы украшены двумя гербовыми изображениями: государственным гербом (двуглавый орел) и грифоном, геральдическим зверем из родового герба Романовых. Герб был составлен герольдмейстером бароном Б.В. Кёне и Высочайше утвержден 8 декабря 1856 года и описывается следующим образом: «в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных Глов, четыре золотые и четыре серебряные».
Проект Ф.О. Шехтеля имел два варианта форм и некоторые нюансы в декоре. Стопки были не только цилиндрические, но и пирамидальной формы, а гербы дополнялись различными вензелями правителей из династии Романовых. В нашем случае это вензель императрицы Екатерины II.
Набор, предъявленный на экспертизу, представляет несомненную историко-художественную и музейную ценность.
Шехтель Фёдор (Франц-Альберт) Осипович (1859-1926) — архитектор, живописец и график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX–XX столетий.