Фарфор; хромолитография, золочение.
Марка: печатная надглазурная с орлом на щитке и надписью – «С-Петербург Братьевъ Корниловыхъ»; подпись красным – «Съ ориг. рисунка Н. Каразина. Воспроизведение запрещается».
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.
Размеры: диаметр – 24,5 см.
Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.
Раёшник или раёчник — рассказчик, исполнитель райка, а также человек, посещающий раёк. Кроме того, термином раёшник (либо раёшный стих) обозначается рифмованная проза, которой говорил рассказчик и его персонажи.
Николай Николаевич Каразин (1842-1908) – акварелист, иллюстратор, батальный живописец, литератор и журналист. Прямой внук основателя Харьковского университета В. Н. Каразина. Н. Каразин с двадцати лет участник Туркестанской военной экспедиции. Его боевые заслуги отмечены орденами и золотым оружием. Свою детскую тягу к рисованию он реализует при завоевании Туркестана тем, что, участвуя в научной экспедиции по Амударье, создает сотни рисунков, несущих интересный материал по этнографии среднеазиатского края. В середине 1870-х гг. Н. Каразин отправляется на сербско-турецкую войну, где фактически впервые в России становится военным журналистом-иллюстратором. Больших успехов художник добивается в выполнении акварельных работ. Он один из основателей Общества русских акварелистов и постоянный участник его выставок. В конце 1880-х гг. Н. Каразин обращается к написанию маслом значительных по размеру полотен, причем многие работы художник исполняет по заказу императора Александра III.