(Гарднер) Чашка с блюдцем: «Богиня плодородия Церера». Россия, завод Гарднера, 1820 – 1830-е годы. | Аукционный дом Альтерс
(Гарднер) Чашка с блюдцем: «Богиня плодородия Церера». Россия, завод Гарднера, 1820 – 1830-е годы.

Описание

Фарфор, золочение, цировки, роспись.

Марка: кобальтом «G», отметка в виде креста в тесте, блюдце без марки.

Размеры: чашка – высота 9 см, диаметр верха 7.8 см, диаметр основания 5,6 см; блюдце – диаметр 13,2 см.

Состояние: в хорошей сохранности, потертости позолоты, незначительные следы бытования. Блюдце, быть может, в подборе к чашке.

Близкая по форме чашка хранится в коллекции Государственного исторического музея.

В «Метаморфозах» Овидия мы находим такой фрагмент:

«…Впрягла урожаев богиня

Вновь в колесницу свою двух змей и уста им взнуздала.

Между небес и земли по воздуху так проезжая,

Легкую правила в путь колесницу к Тритонии в город,

В дом к Триптолему: семян половину велела посеять

На целине, а другие в полях, не паханных долго».

(Публий Овидий Назон. Метамарфозы (Кн. V, 642 – 647)).

В римской мифологии история Цереры (богини земледелия и плодородия) и её дочери Прозерпины (греч. Персефона) является одним из ключевых сюжетов, объясняющих смену времён года и связь между жизнью и смертью, отражает вечные темы утраты, материнской любви и возрождения.

Прозерпину, собиравшую цветы на Сицилии, похитил Плутон (бог подземного мира), сделав её своей женой. Церера в отчаянии скиталась по земле с зажжёнными факелами, в поисках дочери, лишив землю плодородия, вызвав вечную зиму и голод. Узнав о судьбе Прозерпины, Церера согласилась на компромисс: Прозерпина стала проводить две трети года с матерью (весна-лето), а треть — с Плутоном (осень-зима).

Миф объясняет смену сезонов, связывая их с эмоциями божеств. Это аллегория смерти и возрождения, где уход Прозерпины символизирует зимнее «умирание» земли, а её возвращение – весеннее пробуждение. Круговорот скорби утраты и радости возвращения.

В эпоху Возрождения Цереру изображали в повозке, запряжённой змеями, так как змеи ассоциировались с землёй, подземными силами и обновлением природы. Змеи фигурировали в ритуалах Элевсинских мистерий, посвящённых тайнам жизни, смерти и возрождения. Также этот образ перекликается с мифом о Триптолеме, юноше, которого Церера научила земледелию, подарив ему колесницу, запряжённую драконами.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться