Венчальная пара “Богоматерь Одигитрия Казанская” и “Господь Вседержитель” в латунных окладах. Из собрания Шарля Омона.
Россия, конец XIX века.
Дерево, левкас, темпера, латунь (оклады).
Размеры: 23х19 см.
В хорошей сохранности, следы бытования.
Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Наиболее значимыми в русской истории стали три Казанские иконы: Явленная в Казани, Московская и Санкт-Петербургская.
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
В иконах типа «Одигитрия» Богородица указывает рукой на Христа. Казанский образ — оплечный, поэтому указания рукой мы не видим.
Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых в Русской церкви икон.
Омон Шарль (Михаил Григорьевич Омон) – известнейший московский антрепренёр конца XIX-начала XX века, один из пионеров отечественного кинопроката. Организатор театра на французской выставке в Москве на Ходынском поле в 1891 году и «Театра концерт-паризьен» на Нижегородской выставке в 1896 году, имевших громкий успех у публики. В конце XIX века открыл антрепризу в саду «Аквариум» Москве. В 1896 году в Нижнем Новгороде организовывал первые в России показы фильмов братьев Люмьер, а в 1902 году в Москве – первые киносеансы с использованием аппарата «Биофонограф», сочетавшего возможности кинематографа и фонографа, ставший предтечей звукового кино. В 1907 году уехал из России в Париж, где некоторое время работал администратором кабаре «Мулен Руж».