Коллекционирование относится к увлекательному хобби, возникновение которого уходит еще в древние времена. Это является захватывающей страстью и, если человек обладает достаточным состоянием и упорством, он способен создать внушительную коллекцию антикварных вещей. Выдающимися собирателями древности были знаменитые люди, к которым относятся Наполеон, Петр I, Екатерина II.
Древнее искусство всегда волновало людей. При этом оно будоражило и выдающих личностей, занимавшихся совсем другими видами деятельности. Если посмотреть в прошлое, то можно увидеть, что склонность к коллекционированию проявляли следующие выдающиеся лица:
Хобби коллекционирование является настолько захватывающим, что часто люди за предметы старины готовы отдать целое состояние. Разновидностей антиквариата существует большое количество, а чтобы узнать об их истории и ценности, следует прочитать эту статью.
Можно сказать, что коллекционирование на Руси пошло со времен Петра I. Фактически это произошло после его дипломатической поездки в Голландию. В те времена здесь существовал развитый рынок живописи, и сюда со всего мира поступали различные произведения искусства. Во время своего путешествия Петр I познакомился со многими знаменитыми художниками и наиболее известными коллекционерами.
После возвращения государь стал активно интересоваться антикварными вещами и проводить скупку наиболее интересовавших его предметов. Их количество возрастало очень быстрыми темпами, и для хранения было построено отдельное здание, которое получило название Петровская Кунсткамера.
Первое самое раннее собрание древностей получило название «Сибирская коллекция Петра I». Ее основу составляют находки, сделанные на курганах Западной Сибири. Добывались они грабителями, которые назывались бугровщиками, при разграблении татарских могил. Во время проведения захоронений знать укладывала различного рода золотые изделия, ставшие в итоге источником прибыльного промысла. Найденные сокровища потом пересылались Петру посылками. Первая была отправлена промышленником Демидовым, а вторая выслана губернатором Гагариным. Это было сделано на основании указа Петра I об отправке ему интересных находок. Невыполнение такого распоряжения вело к серьезным последствиям вплоть до смертной казни. Сделано это было с дальней перспективой на приобретение государством высокого уровня ценностей.
Собранная Петром I коллекция в окончательном виде состоит из 250 вещей. Они включают в себя посуду, оружие, предметы конского снаряжения. Также здесь можно увидеть золотые пластины, на которых представлена схватка между различными животными, такими как тигр и конь, змея и еж. Все эти изображения наполнены идеологией кочевых племен и содержат в себе глубокий смысл.
При этом очень мало встречается растительных элементов, а основной упор делается на звериный стиль. Очень часто попадается сидящий на лошади всадник, стреляющий из лука. Все изделия отличаются высоким качеством изготовления.
Собранная Сибирская коллекция после смерти Петра I сначала была переведена в Кунсткамеру, где она находилась в течение 30 лет. Позже по распоряжению Александра II она стала достоянием Эрмитажа.
После первой заграничной поездки в Европу Петр I привез оттуда большое количество артефактов. Их было так много, что потребовалось создавать целый музей, который получил название Кунсткамеры.
Все экспонаты в ней разделяются по направлениям:
Большая часть вещей, которые появились здесь первыми, сохранились до нынешних времен.
Российская императрица Екатерина II очень хорошо разбиралась в живописи. При этом покупки она совершала в массовом количестве, практически не торгуясь. Первое приобретение было ею сделано случайно, когда коммерсант Гоцковский оказался в сложном финансовом положении и продавал приобретенную раннюю коллекцию полотен прусского короля Фридриха II. На первом этапе переговоры вел князь Владимир Долгорукий, и после подтверждения их подлинности они были все куплены Екатериной II. Сюда входили шедевры Рембрандта, Йорданса и ряда других художников.
Основная проблема состояла в хранении приобретенных картин, поскольку в Петербурге для этого не хватало места. Для решения такого вопроса был специально создан павильон, куда поместились все приобретенные шедевры. Именно здесь Екатерина II часто проводила время в кругу своих друзей. Также сюда доступ был открыт приезжим иностранцам, которые интересовались живописью.
Позже императрицей была закуплена коллекция картин графа Генриха Брюля, состоящая из порядка 600 произведений, выдающихся художников Франции, Италии и Голландии.
Сбор коллекции сопровождался трудностями. Примером может служить крушение корабля в Финском заливе вместе с картинами, приобретенными Голицыным в Голландии. Кроме того, часто привезенные партии оказывались подделками. Причиной являлась недостаточная квалификация экспертов.
Однако все трудности преодолевались, и коллекция Эрмитажа регулярно пополнялась. Располагались все предметы в двух больших залах. Здесь находились десятки тысяч гравюр, книг и различных естественнонаучных собраний.
В России первыми занялись коллекционированием купцы. Позже активно включился царский двор и большое количество аристократии. Стали появляться частные коллекции. Причем иногда экземпляры просто копились, располагаясь в надежных сокровищницах. Это были изделия художественного ремесла, а также подарки от иностранцев. Фактически уникальные вещи сначала являлись способом вложения капитала, и часто они не рассматривались как произведения искусства.
При этом нельзя сказать, что дорогие вещи являлись застывшими хранилищами. Здесь наблюдалось определенное движение. Часто предметы живописи выступали в качестве подарков между высокопоставленными лицами. В те времена еще не было такого понятия как аукционы, поэтому продажа ценных вещей имела определенные сложности. О том, как они организовываются сейчас, можно получить информацию из этого источника.
Третьяков любил искусство с детства. Будучи владельцем льняной мануфактуры, он имел возможность тратить большие деньги на приобретение живописи. Первые купленные им картины были «Искушение» Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова. Прежде чем отдать им предпочтение, Третьяков долгое время советовался с такими известными художниками, как Стасов и Крамской.
Формирование коллекции происходило практически с нуля, и в скором времени появились серьезные приобретения, ставшие основой будущей галереи — это картина Якоби «Привал арестантов», произведение Клода «Последняя весна» и «Бабушкины сны» Максимова.
Третьяков стал пользоваться большим уважением у художников, и ему было предоставлено право первого выбора после написания ими новой картины. Это явилось большим преимуществом в условиях жесткой конкуренции между коллекционерами.
Занимался Третьяков хобби по вечерам, а все купленные им картины размещал и хранил в своем доме. Особенно ему нравились произведения Сурикова, Репина, Шишкина, Маковского, Верещагина и Перова. После серьезного расширения коллекции галерея была открыта для всеобщего посещения. Третьяков очень любил наблюдать за людьми, приходившими смотреть его собрание. Позднее он всю свою коллекцию передал Москве.
Брокар был российским парфюмером и являлся французским подданным. Открытая им фабрика принесла ему миллионное состояние. Это был очень предприимчивый человек, обладающий художественным вкусом. Идея коллекционирования у него возникла после приобретения нескольких картин фламандской школы. Как оказалось, среди них были работы выдающихся мастеров. Вдохновленный этим, Брокар стал приобретать целые коллекции произведений. Причем он не ограничивался картинами, а параллельно коллекционировал фарфор, стекло, бронзу и многие другие предметы. Для этого он участвовал практически во всех аукционах, где считался усердным покупателем.
Сначала свои сокровища Брокар хранил у себя дома. Однако вскоре помещение оказалось переполнено. Чтобы решить этот вопрос, он решил выставить все свои коллекции на показ и разместил их в Верхних торговых рядах, которые на тот момент только открылись и имели большую популярность. Отмечалось, что после Эрмитажа и Третьяковской галереи данная выставка являлась самой обширной и ценной.
После смерти Брокара его коллекцию унаследовала сын, который успешно продолжал развивать дело своего отца. Затем, в связи с октябрьскими событиями, ему пришлось иммигрировать, а картины были переданы в Третьяковскую галерею.
Пристрастие к коллекционированию у Щукина появилось в 40 лет. В итоге он собрал более 200 полотен общей стоимостью 3 млрд долларов. У Щукина была возможность вкладывать деньги, поскольку он являлся владельцем текстильной фабрики. Сбор коллекции проходил в два этапа. Сначала он отдавал предпочтение картинам импрессионистов, а позже проявил интерес к постимпрессионизму. В коллекцию Щукина входят картины следующих авторов:
После смерти Щукина его коллекции хранятся в Москве и Петербурге.
Собственного бизнеса у Остроухого не было. При этом он являлся истинным художником и очень высоко ценил антикварные вещи. Уже с ранней юности он постоянно собирал разного вида коллекции. Это могли быть бабочки, рисунки или другого вида изделия.
Будучи художником по призванию, он на протяжении 14 лет осуществлял руководство Третьяковской галереей. Остроухов отдавался работе со всей душой. У него было большое желание превратить галерею в Национальный музей живописи.
Параллельно он в своем особняке создавал личный музей. Здесь он ценил бронзу, античное стекло, французскую живопись и различные предметы искусства. Все заинтересовавшие его предметы он приобретал с огромным желанием и темпераментом, стремясь у себя дома создать собственный музей на личный вкус.
После революции Остроухов обратил внимание на иконы. Он успел их приобрести большое количество, но после его смерти они все были ликвидированы.
По своей профессии Шустер был талантливым кинорежиссером. Одновременно в нем проявлялась потомственная страсть к коллекционированию. Эту любовь привил ему еще отец, который передал собственную коллекцию в Эрмитаж.
Соломон отличался неуемным характером и для поиска предметов коллекционирования мог поехать в совершенно незнакомый город. При этом он обладал способностью в кратчайший срок добыть ценную работу, на приобретение которой у других коллекционеров ушло бы значительно больше времени. В этом отношении ему очень помогали черты характера, включающие компетентность, обаяние и самообладание.
Большой интерес Шустер проявлял к живописи и портретам, а в момент выбора доверял только самому себе. При этом он не любил абстракции, предпочитая им живые образы. Его основная задача состояла в поиске забытых образов, которые он мог возвращать зрителю. В итоге коллекция число произведений искусства у него составила порядка 2000 единиц.
Это был выходец из семьи мелкого торговца. Еще до революции он начал карьеру живописца, а затем продолжил ее после октябрьских событий. Он хорошо вписался в новое время и начал собирать картины. Большим преимуществом явилось то, что, когда он проходил учебу в Академии художеств, Илья Репин был его наставником. Именно наброски знаменитого художника составили первые экземпляры будущей коллекции Бродского.
Когда ему потекло большое количество госзаказов, на гонорары он стал приобретать произведения Сурикова, Левитана, Врубеля, Кустодиева и Серова. Именно работы этих авторов и составили основу его коллекции. Однако позже Бродский был вынужден отдать ее государству, поскольку на него было открыто дело о покупке антиквариата.
Сейчас вся коллекция Бродского находится в Санкт-Петербурге. В ней насчитывается порядка 2000 картин. Фактически она является второй по величине после собрания произведений Русского музея.
Большим преимуществом коллекционирования является возможность сбора абсолютно любых понравившихся вещей. Причем таким видом деятельности часто занимаются знаменитые личности. Примером может служить актриса Анджелина Джоли, проявляющая определенную страсть к коллекционированию колющих предметов, в качестве которых выступают ножи.
В этом отношении очень оригинально себя зарекомендовал знаменитый актер Том Хэнкс. Его страсть к коллекционированию выразилась в сборе печатных машинок. Такое увеличение проявило себя еще на заре его актерской карьеры, когда он решил отреставрировать старую пластиковую пишущую машинку. Именно тогда мастер-реставратор показал ему настоящий ценный экземпляр такого изделия. Это была печатная машинка Hermes 2000, которую актер сразу же приобрел, чем и заложил базу для новой коллекции. После этого число экземпляров стало стремительно пополняться, и в настоящее время их количество составляет свыше сотни моделей. Некоторые из них в свое время принадлежали еще его отцу и сейчас являются по-настоящему знаковыми экземплярами.
В поисках новых вариантов печатных машинок для своей коллекции Том Хэнкс проявляет настоящую охоту, стремясь найти редкие экземпляры. Актер прекрасно понимает, что писать на компьютерной клавиатуре намного удобнее, но его привлекает сам эффект печатания. Именно поэтому он специально использует приложение Hanx Writer, при работе в котором в момент написания текста издаются звуки, характерные для печатной машинки. Коллекционирование не просто является увлекательным хобби. Некоторые ученые считают, что в этом проявляется развитие человеческого общества для систематизации проходящих процессов окружающего мира. Именно поэтому его корни уходят вглубь истории.