Основателем фарфоровых заводов Кузнецовых стал Яков Васильевич. Дети и внуки продолжили его работу, что послужило возникновению целой империи фарфорового производства — товарищества Кузнецовых, которое стало ведущим производителем в Российской империи. Фабрики регулярно увеличивали объем и ассортимент выпускаемой продукции, следовали модным веяниям и ориентировались на широкий круг потребителей. В статье вы узнаете, какие заводы были открыты Кузнецовыми и об их судьбе.
Яков Васильевич Кузнецов — основатель фарфорового производства. Продолжил династию российского промышленника его сын Терентий, у которого было трое сыновей:
Сидор со временем стал основателем Рижской фарфорово-фаянсовой фабрики. Затем по наследству производство перешло к его сыну Матвею, который благодаря хорошему образованию, полученному в Рижском коммерческом училище, стал успешно управлять всеми заводами.
Наследники аптекаря Ауэрбаха не могли справиться с долгами и решили продать фабрику, выпускающую фаянс высокого качества. Матвей Сидорович проанализировал ситуацию и убедился, что на производстве:
Поэтому он принял решение купить фабрику, расположенную в селе Кузнецово. Договор был подписан в 1870 году.
В этом же году он взял в аренду фаянсовую фабрику. Расположение у нее оказалось неудачным, из-за чего фабрика несла убытки, так как железная дорога была далеко. В результате все доходы уходили на оплату гужевого транспорта.
Эти два приобретения были неудачными и требовали больших финансовых вложений. Кроме того, в это время в России стала интенсивно развиваться железная дорога, что значительно увеличило спрос на дрова, которые были основным топливом предприятий Кузнецовых. Цена на них возросла в 2 раза. Также к этим незапланированным расходам долги двух новых заводов вызвали тяжелые проблемы в финансовом плане. Кузнецовы долгое время пытались решить их самостоятельно.
В 1872 году мануфактуре предоставили право использования государственного герба на торговом знаке, но даже такое значимое событие не помогло увеличить продажи и решить финансовые проблемы. В 1874 году на производство взяли управляющего Петра Ануфриева. Он внес значительный вклад в развитие фабрик:
В 1876 году Матвея Кузнецова объявили банкротом. В результате совет кредиторов отстранил его на 5 лет от руководства фабриками (формально). Все дела взял на себя Ануфриев.
Ануфриев сделал уникальное предложение, которое помогло сократить расходы на производство и улучшить качество изделий. Он решил заменить дорогостоящую древесину торфом и каменным углем. Это топливо оказалось экономичнее в 2 раза. Кроме того, торф при горении держал стабильную температуру обжига, что значительно отразилось в лучшую сторону на качестве фарфоровых изделий.
Под его руководством продукцию стали покрывать цветной глазурью. Это сделало изделия более красивыми и нарядными. Выпускаемые фарфоровые предметы стали пользоваться повышенным спросом в России и за ее рубежом.
Для примера, на начало 1870 года на Тверском заводе работало 86 человек, а к 1890 году их численность увеличилась до 1220 человек, а объемы производства — в 24 раза. Кроме того, на заводах ввели новый совершенный метод печати рисунков, а также развивали производство эксклюзивных изделий из фарфора.
По настоянию Ануфриева:
Матвей Кузнецов выставил изделия в Москве на Всероссийской выставке. Также он участвовал в украшении главного Императорского павильона, за что его удостоили чести и представили императору Александру III. Матвей сделал подношение императрице в виде чайного фарфорового сервиза. За значительный вклад в фарфоровую промышленность его представили к ордену:
В 1883 году на территории Тверского завода открыли училище с четырехлетним обучением. В 1887 Кузнецов основал фаянсовый завод.
В этом же году основали «Товарищество производства фаянсовых, фарфоровых и майоликовых изделий Кузнецова». Позже в него вошло 8 предприятий. Они давали 2/3 дохода от всей фаянсово-фарфоровой промышленности Российской империи. Товарищество регулярно завоевывало награды на международных европейских выставках и удостоилось чести быть поставщиком императорского двора.
В 1911 году Матвей Кузнецов умер. После Октябрьской революции фабрики национализировали. Наследники сохранили одну Рижскую фабрику, которую забрало государство в 1940 году.
При советской власти заводы продолжили свою работу. В ассортименте появился агитационный фарфор. В свое время Матвей Кузнецов уделял особое внимание техническому оснащению, оно было настолько передовым, что первая модернизация потребовалась только в 1930 году. А об особенностях и разновидностях фарфора читайте здесь.
Советская власть национализировала Рижскую фабрику, но негативного влияния на производство это событие не оказало. Удалось сохранить темпы промышленного производства, так как Кузнецовы продолжили работу в прежнем режиме. Они занимали административные должности и руководили техническими процессами.
Начальником предприятия назначили Круглова, который уже несколько лет занимал на фабрике должность химика.
В 1941 году Ригу оккупировали немецкие войска. До осени 1944 года управление заводом было в руках немецких чиновников. Кузнецовы были противниками идеологии Гитлера, поэтому им пришлось покинуть Латвию. В это время на производстве выпускали только хозяйственную посуду. На фабрике работало 280 человек.
Фарфоровые заводы Кузнецовых известны разнообразием и качеством выпускаемой продукции. В течение многих лет они производили широкий спектр вещей — от посуды до художественных изделий, которые получили признание и популярность как в России, так и за ее пределами.
Одним из наиболее известных изделий, выпускавшихся на заводах Кузнецовых, была фарфоровая посуда. Фабрики производили различные виды:
Эта посуда отличалась высочайшим качеством и изысканным дизайном, что делало ее популярной среди широкой публики и благородных семей.
Наряду с посудой, фарфоровые заводы Кузнецовых выпускали художественные изделия. Это были статуэтки, вазы, скульптуры, панно и другие предметы, которые славились своим уникальным дизайном и изяществом. Мастера Кузнецовых фарфоровых заводов воплощали в своих работах традиции русского искусства, создавая уникальные и неповторимые произведения.
Кроме того, фабрики производили различные сувениры и подарочные предметы, которые пользовались популярностью у туристов и коллекционеров. Например, миниатюрные фигурки животных, имитацию фарфоровых кукол, а также предметы интерьера: светильники, подсвечники и декоративные элементы.
Большой популярностью пользовались кофейные и чайные фарфоровые изделия. Из фаянса производили:
Из майолики выпускали различные скульптуры, корзины для фруктов, пепельницы, горшки для цветов, зеркала, чернильницы, курительные приборы. Также на заводах выпускали:
Главным принципом Кузнецовых была клиентоориентированность. Заводы выпускали ассортимент изделий, который давал возможность «входить» в каждый дом:
Только на одной Будянской фабрике выпускали 72 вида горшков, 119 — тарелок, 129 — кувшинов. Всего в ассортименте было представлено 73 позиции различных изделий. Приобрести можно было даже кукольные чайные и столовые сервизы.
Важно отметить, что на фарфоровых заводах Кузнецовых были использованы современные технологии и передовые методы производства, которые позволяли достичь высокого качества и превосходного исполнения каждого изделия.
В период электрификации на фабриках стали выпускать электрические изоляторы для проводов. В 1910 году наладили выпуск небьющейся посуды. В это время французская фирма «Фор» стала продавать автоматы, предназначенные для формовки чайных и кофейных чашек, у которых были толстые небьющиеся стенки. Кузнецов сразу же купил партию оборудования и стал выпускать дешевую продукцию, рассчитанную на массового потребителя.
Также быстро он внедрил еще одну новинку — переводные картинки. Их наносили на изделия вместо рисунка. Кузнецов быстро наладил выпуск своих переводных картинок. Этими изделиями он снабдил полмира.
Продукция заводов Кузнецовых обладает высокой коллекционной ценностью. Это ценный источник информации о русском фарфоровом искусстве. Кстати, о фарфоровых коллекциях России мы рассказывали здесь.
Стиль, присущий изделиям Кузнецовых, отличался уникальностью и изысканностью. Изделия изготавливали из высококачественного фарфора, который славился своей прочностью и прозрачностью. Он обладал блестящей поверхностью и элегантностью.
На изделия наносили оригинальные и утонченные узоры. Использовали мотивы природы, цветы и растения, жанровые сцены, романтические пейзажи, которые воплощались в живописных и причудливых рисунках. Часто на фарфор наносили декоративные узоры, выполненные с использованием золота или серебра, что добавляло изделиям роскошь и блеск.
Широко применяли модные в то время цвета:
Также изображали русалок, нимф, наяд.
На заводах особое внимание уделяли деталям. Изделия выпускали максимально проработанными. Внимание к деталям проявлялось в четкости элементов, совершенствах форм и гладкой поверхности. Каждое изделие, созданное на фарфоровом заводе Кузнецовых — произведение искусства, в котором все детали продуманы и отшлифованы до совершенства.
Для изделий высокого качества на фабриках применяли массу специальной обработки. Это было секретом фирмы. Целый год глину хранили в подвале. Таким образом она проходила «летование». Это значит, что благодаря атмосферному воздействию материал приобретал необходимую пластичность.
Второй секрет — топливо. Кузнецов следил, чтобы торф заготавливали до 20 июля. Тот, который брался позднее, достаточно не просыхал и в результате не подходил для топки печей.
На заводах использовали механизацию росписи, что значительно увеличило выпуск массовых изделий. Но в то же время Кузнецов продолжал обучать художников в Строгановском училище. Поэтому на фабриках одновременно использовали два стиля фарфоровой росписи:
Значительную часть выпускаемого товара отправляли в азиатские страны. Поэтому заводы производили соответствующие изделия кальяны, блюда для плова, пиалы. В них обязательно использовали три основных мотива: «китайскую печать», «кашгарскую печать», «китайцы» (сюжетные картинки китайцев).
В конце XIX века характерной особенностью фарфора стали:
Чтобы создать впечатление богатства и роскоши, применялись сочетания сильно отличающихся приемов, манер, элементов оформления, стилей. Для примера использовали традиционные мотивы начала XIX века и роспись в современной цветовой гамме. Такой подход был вызван не личными предпочтениями собственников завода или их мастеров. Наоборот, на всех фабриках проводили тщательное исследование спроса. Поэтому на стилевые особенности влиял вкус и потребности российских потребителей фарфора.
Завод, построенный в 1887 году в селе Буды (Харьковская губерния) работал на каменном угле. В его оснащении были две паровые машины. На фабрике электрифицировали все цеха, провели телеграф и телефон.
Перед Первой мировой войной Делевский завод заслуженно получил звание лучшего в Европе по техническому оснащению.
Таблица. Заводы и фабрики Кузнецовых:
Название завода/фабрики | Изделия | Информация |
Дулевский | Выпускали вазы, посуду, фигурки. У всех изделий был характерный яркий декор. | Наладили массовый выпуск фарфоровых изделий. Продукцию продавали в Российской империи и в странах ближнего Востока. |
Рижская | Выпускали фаянсовую и фарфоровую посуду. | Первоначально открыли как филиал Дулевского завода. Фабрика работала до 2000-х годов. |
Ауэрбаха (со временем название изменили на Тверская фабрика) | Выпускали широкий ассортимент: предметы для сервировки, сервизы, украшения интерьера, иконостасы, камины. | В СССР назывался Конаковским фаянсовым заводом. |
Будянский | Производство было нацелено на выпуск недорогой, качественной фаянсовой посуды и декоративной керамики. | Во Вторую Мировую войну завод разрушили. Затем полностью восстановили. Продукцию выпускали до 2005 года. |
Гарднера | Выпускало изделия с высокой художественной ценностью. | Работает до сих пор. Называется «Фарфор Вербилок». |
В Славянске | Выпускали фаянс | Завод работал до 1915 года. |
В поселке Песочное (завод и фабрика) | Завод выпускал продукцию для восточных стран, фабрика — хрустальную посуду. | Основное предприятие переименовали в Первомайский фарфоровый завод. Существование прекратил в 2012 году. |
Уникальные клейма, нанесенные на изделия Кузнецовых, стали неотъемлемой частью их стиля и превратились в настоящие знаки отличия. Они привлекали внимание благодаря своей выразительности, позволяющей идентифицировать фарфоровые изделия и определить происхождение.
Клейма фарфоровых заводов Кузнецовых включали различные символы:
Значимость клейм Кузнецовых заключалась не только в их эстетической привлекательности, но и в отражении качества и репутации фарфорового завода. Каждый оттиск был своеобразным отпечатком времени и мастерства. Их вдавливали в сырую массу и прорисовывали зеленым и синим цветом. Чаще всего попадаются маркировки заводов:
Часто на клеймах использовали сокращения, например, «Р.Ф.», «Т.Ф.».
Клейма фарфоровых заводов Кузнецовых представляют историческое значение, культурное наследие и прекрасный образец российской фарфоровой промышленности. Они стали символами изысканности и красоты, придавая уникальный характер каждому изделию. Клейма завода Кузнецовых остаются важной составляющей идентичности фарфоровых изделий.