Императорский стеклянный завод (ИСЗ) | Аукционный дом Альтерс
Поделиться

Императорский стеклянный завод (ИСЗ)

8 Ноя. 2023
10 мин чтения

Императорский стеклянный завод — известное и старейшее предприятие России. Его история началась в 1730 году, когда англичанин по имени Эльмзель прибыл в Российскую империю и основал завод для производства стекла. За несколько столетий существования он пережил несколько значимых событий, включая переезд в село Назьва в 1774 году и передачу производства во владение князю Потемкину в 1777 году по указу Екатерины Великой. В статье вы узнаете о развитии предприятия и влиянии исторических событий на его историю.

История Императорского стеклянного завода: от создания Эльмзелем до владения Потемкиным

В 1730 году англичанин-предприниматель Эльмзель прибыл в Россию с глубокими знаниями и опытом в производстве стекла. Он увидел потенциал России в этой отрасли и решил основать собственный стекольный завод. Благодаря щедрым финансовым вложениям и поддержке российской Императрицы Эльмзель создал новейшее производство стеклянных изделий. Он изготавливал их не только на продажу, но и для императорского двора.

За сравнительно короткий период времени ИСЗ достиг большого успеха и стал одним из ведущих производителей стеклянных изделий в Российской империи. Однако, в 1774 году, участие России в Русско-турецкой войне привело к некоторым изменениям. Решение было принято о переезде завода в село Назьва, чтобы защитить его от возможных военных действий и гарантировать беспрепятственное производство.

В 1777 году завод был передан во владение Потемкину по указу Екатерины II. Князь был известен своими яркими талантами и амбициями. Он вложил большие средства и усилия в развитие завода, что привело к еще большему процветанию и росту производства.

В 1779 году князь перевез завод в собственные столичные владения, которые располагались в усадьбе Озерки.

Потемкин сделал множество усовершенствований, внедрив новые технологии и разработав эффективные методы производства стекла. Благодаря его стараниям изделия, производимые на заводе, стали известны и востребованы не только в России, но и за ее пределами. Основным его заказчиком оставался императорский двор. Поэтому у завода не было трудностей в:

  • лучших кадрах;
  • материалах;
  • финансах.

У князя работали лучшие российские умы, которые на постоянной основе проводили различные эксперименты, улучшая качество стекла. После его смерти Екатерина II выкупила завод обратно в казну. Ему присвоили название «Императорский стеклянный завод». На предприятии отдельно существовала зеркальная мастерская. С этого времени завод стал находится под одним управлением с ИФЗ (Императорским фарфоровым заводом).

Так как ИСЗ стал казенным предприятием, его сильно обременил заказами императорский двор. Поэтому он не мог конкурировать с другими стекольными фабриками, которые были успешны. Он не выпускал массовые изделия. В 1852 году был закрыт зеркальный цех и проведено несколько внутренних реорганизаций, но поправить финансовое положение особо не получилось.

Вклад Михаила Ломоносова в Императорский стеклянный завод: разработка специальных красок и производство мозаичного стекла

Михаил Ломоносов — выдающийся русский ученый, который внес огромный вклад в различные области науки и культуры в Российской империи XVIII века. Также он сыграл важную роль в развитии Императорского стеклянного завода, внедрив новые технологии производства и специальные краски. Также Михаил создал мозаичное стекло, которое стало одним из самых изысканных и востребованных изделий завода.

Специальные краски

Ломоносов проявил свой уникальный талант и знания в химической области, что привлекло внимание высших кругов в Российской империи. Его пригласили в Императорский стеклянный завод, где была возможность проводить исследования и эксперименты для разработки специальных красок. Их цель — создание новых и уникальных оттенков и эффектов на стекле, совместимых с другими материалами и техниками росписи.

Благодаря своим глубоким знаниям и частым экспериментам Ломоносов разработал несколько революционных красок, которые стали широко применяться на ИСЗ. Художники стали создавать изделия насыщенных цветов.

Мозаичное стекло

Ломоносов разработал технику изготовления мозаичной поверхности. Это стало настоящим прорывом в росписи стеклянных изделий, а также:

  • повысило престиж и узнаваемость Императорского стеклянного завода;
  • открыло новые возможности декорации и украшения, которые стали неотъемлемой частью российской культуры и искусства.

Уникальные мозаичные панели стали востребованным декоративным элементом в российской архитектуре и дизайне. Они украшали:

  • фасады зданий;
  • интерьеры;
  • мебель;
  • предметы интерьера.

Мозаичное стекло высоко оценили за красоту и изысканность. Талант и усилия Ломоносова помогли предприятию стать одним из лидеров в производстве стеклянных изделий в Российской империи.

Императорский стеклянный завод: производство стеклянных предметов в этрусском стиле, выпуск первых изделий из хрусталя

Один из самых популярных стилей, применяемых на Императорском стеклянном заводе — этрусский стиль. Он был вдохновлен древним народом, искусство которых славилось своими изысканными узорами и элегантностью. Мастера завода совершенствовали техники росписи и гравировки, чтобы создавать эффекты, напоминающие фрески и печати этрусков.

Изделия в этрусском стиле были расписаны пастельными красками и украшены декоративными узорами (буквами, мифологическими сценами, геометрическими фигурами). Благодаря вниманию к деталям и изящности исполнения изделия в этрусском стиле были невероятно популярны и востребованы как в России, так и за ее пределами.

Другим важным моментом в истории Императорского стеклянного завода стал выпуск первых изделий из хрусталя. Это особый вид стекла, который отличается своей прозрачностью и блеском. Благодаря уникальным свойствам он стал популярен в изготовлении предметов роскоши и требовал высочайшего мастерства для его обработки.

Императорский стеклянный завод был одним из первых предприятий, которое внедрило производство изделий из хрусталя в России. Мастера совершенствовали техники обработки и полировки, чтобы достичь максимального блеска и прозрачности. Это позволило создавать изысканные столовые сервизы, вазы, подсвечники и другие предметы, которые украшали столы и интерьеры Императорских дворцов.

Сначала мастера копировали ирландские изделия, но за небольшой промежуток времени на заводе придумали совершенно новые, ранее неизвестные формы. Кроме того, в огранке стали использовать способы росписи и рисунки граней, которые раньше никто не использовал. Об антикварном стекле мы рассказывали здесь.

Применение художественного металла

Художественный металл был еще одним важным элементом в производстве на Императорском стеклянном заводе. Мастера умело сочетали стекло и металл, создавая уникальные и изысканные изделия. Золото и серебро использовались для создания декоративных элементов, обрамления и ручек у стеклянных предметов.

Применение художественного металла придавало изделиям роскошный вид и подчеркивало их статус. Производство таких предметов требовало совместной работы стеклодувов и мастеров, что придавало изделиям особую ценность.

Чаще всего художественный металл использовали для декора крупных предметов, например:

  • люстр;
  • столов;
  • интерьерных ваз.

Применение художественного металла — важное достижение завода, которое придало ему особую репутацию и узнаваемость. Этот фактор сделал изделия ИСЗ востребованными как в России, так и за ее пределами, и до сих пор служит примером изысканности и роскоши в стеклянном искусстве.

Императорский стеклянный завод с 1860 года по 1917 год: выпуск дешевого содово-известкового стекла

В течение 1860-1917 годов предприятие активно развивало новые технологии и производственные методы, в результате чего было создано множество различных типов стекла. Наиболее заметный выпуск ИСЗ в этот период — дешевое содово-известковое стекло.

К началу 1860-х годов ИСЗ уже имел значительный опыт в производстве стеклянных изделий. В это время стекло, получаемое из соды и извести, стало все более популярным благодаря своей доступности и относительной дешевизне. Завод начал активно разрабатывать и внедрять новые методы производства. Это помогло улучшить качество и снизить стоимость содово-известкового стекла. В результате оно стало широко признанным и востребованным.

Завод продолжал развивать новые виды стекла, включая пресное и травленое. Они успешно применялись в различных отраслях, включая строительство, бытовые и художественные изделия.

Применение содово-известкового стекла

Содово-известковое стекло, выпускаемое Императорским стеклянным заводом, находило применение во многих сферах жизни. Оно использовалось для производства окон, зеркал, посуды, бутылок и других бытовых предметов. Благодаря своей доступности оно стало особенно популярным среди обычных людей, которые не могли себе позволить приобрести предметы из дорогого стекла.

Выпуск дешевого содово-известкового стекла ИСЗ сыграло важную роль в развитии стекольной промышленности России. Благодаря оптимизации производственных процессов завод смог обеспечить постоянное и доступное снабжение, что позволило расширить применение и создать новые возможности для предпринимателей и дизайнеров.

Объединение Императорского стеклянного завода с Императорским фарфоровым заводом

Судьба ИСЗ была непростой. Периодически происходило объединение с Императорским фарфоровым заводом, а затем его снова делали отдельным производством.

Императорский стеклянный завод практически не давал прибыль. Большинство его работников были крепостными. Поэтому в 1861 году положение завода сильно пошатнулось из-за отмены крепостного права. В 1862 году его пытались продать в частные руки, но задумка не увенчалась успехом.

В 1863 году директором завода назначили В. Книпера, и произошло очередное объединение с фарфоровым. В результате финансовое положение ИСЗ заметно улучшилось.

Императорский стеклянный завод и Императорский фарфоровый завод — два известных предприятия, которые имели хорошую репутацию и признание. Объединение двух таких предприятий позволило создать единый бренд, имеющий влияние на рынке. Кстати, об особенностях и разновидностях фарфора читайте здесь.

Период после Октябрьской революции

После Октябрьской революции в России произошли значительные изменения в экономике и промышленности. Одной из отраслей, которая была задета этими изменениями, оказалось стекольное производство.

После революции и национализации в 1918 году Императорский стеклянный завод был переименован и превратился в Государственный стеклянный завод. Это было связано с изменением политической системы и переходом к коммунистическому строю.

С изменением названия также изменился и вид деятельности предприятия. Государственный стеклянный завод стал ориентироваться на производство художественных стеклянных изделий и сувениров. Уникальные технологии и лучшие мастера завода позволяли создавать изысканные изделия, которые стали популярными как внутри страны, так и за ее пределами.

Художественные стеклянные сувениры, создаваемые на Государственном стеклянном заводе, были прекрасным примером синтеза традиционных ремесленных технологий и новаторских идей. Мастера использовали разные техники и способы обработки стекла, чтобы создать уникальные и красивые изделия. Они черпали вдохновение в истории и культуре страны.

Кроме того, Государственный стеклянный завод продолжал выпускать аптекарские стеклянные изделия, но они уже не были главной направленностью предприятия. Более важной стала художественная стекловарная продукция, которая превратилась в символ инноваций и технического прогресса.

С 1967 года ИСЗ окончательно определился со специализацией и стал производить изделия и сувениры из хрусталя. В этом же году утвердили новое название «Ленинградский завод художественного стекла», а также произвели уникальные пятиметровые колонны из стекла для станции метро Автово.

В 1990 году завод отдали в аренду. В результате он стал называться «Завод художественного стекла», а в 1997 году был закрыт.

Величие и роскошь: крупные предметы интерьера, выпускавшиеся Императорским стеклянным заводом

ИСЗ с его богатой историей и искусством — известный производитель роскошных предметов интерьера. Существует несколько крупных изделий, выпускавшихся заводом, которые символизируют его величие, утонченность и роскошь: канделябры, хрустальная кровать, кубки.

ИСЗ выпускал огромные хрустальные канделябры, которые служили центральным элементом интерьера в роскошных зданиях и дворцах. Они характеризуются великолепной резьбой и детализацией, а также изящностью и блеском хрусталя. Это не только источник света, но и настоящее произведение искусства.

Один из наиболее фантастических предметов интерьера, выпускавшихся ИСЗ — хрустальная кровать с фонтанами. Она была настоящим произведением искусства и символом роскоши. Кровать изготовили из хрусталя и украсили резьбой, гравировкой и вставками драгоценных камней. Но самым впечатляющим элементом были встроенные фонтаны, которые создавали мелодичное шумное пение воды, добавляющее особую атмосферу к спальному помещению. Кровать была создана по заказу Императора Николая I.

ИСЗ выпускал кубки из хрусталя, которые служили предметами коллекционирования, а также символами статуса и порядка. Чаще всего их украшали обильными гравировками и резьбой. Кубки использовались для наград, призов и важных событий. Королевские династии и аристократические семьи часто заказывали у Императорского стеклянного завода персонализированные кубки, чтобы подчеркнуть свою власть и престиж.

Крупные предметы интерьера, выпускавшиеся Императорским стеклянным заводом — пример исключительного мастерства и яркого воплощения роскоши. Изделия были созданы с тщательным вниманием к деталям и отражали высокий уровень ремесленного искусства. Эти предметы стали не только символами таких особенностей, как величие и роскошь, но и наследия, а также богатства Императорского стеклянного завода.

Стеклянный городок в Санкт-Петербурге: история и великолепие на месте Императорского стекольного завода

Санкт-Петербург, один из самых красивых городов России, славится своей богатой историей и архитектурой. Одно из наиболее удивительных мест в городе — стеклянный городок, который возник на территории бывшего Императорского стекольного завода. Он на протяжении многих лет представлял собой важное предприятие, производящее высококачественное стекло и фарфор. Оно пользовалось поддержкой и финансированием Императора, а его изделия были известны своим качеством и красотой.

Однако со временем потребности и требования общества изменились, поэтому производство на стекольном заводе прекратилось. Но вместо того, чтобы разрушить завод и забыть о его истории, было решено сохранить архитектурное наследие и сделать из него уникальное место для отдыха и развлечений.

Стеклянный городок, занимающий территорию бывшего стекольного завода, стал настоящей жемчужиной в сердце Санкт-Петербурга. Он сочетает в себе историческую атмосферу прошлого и современность, создавая уникальное пространство для посетителей.

На его территории в:

  • 1911 году основали Зеркальные мастерские, которые национализировали в 1920 году;
  • 1924 году на их основе на ул. Деминская создали зеркальную фабрику;
  • 1940 году основали Ленинградский завод художественного стекла;
  • Советское время построили жилые здания, корпуса промышленных учреждений.

На территории стеклянного городка можно увидеть восстановленные здания стекольного завода, сохраняющие аутентичные детали и архитектурный стиль эпохи. Они стали частью культурного наследия и привлекают внимание многих туристов и любителей истории.

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться