История Императорского фарфорового завода | Аукционный дом Альтерс
Поделиться

История Императорского фарфорового завода

9 Ноя. 2023
8 мин чтения

Императорский фарфоровый завод — одно из самых известных и престижных производственных предприятий в истории России и мира. Он был основан в XVIII веке и стал символом роскоши и изысканности.

Изобретение русского фарфора (1744-1762)

В России в XVIII веке возник большой интерес к фарфору. Императрица Елизавета Петровна захотела открыть собственное фарфоровое производство. По ее поручению в 1744 году Корф Николай (русский министр) заключил договор о создании фарфоровой мануфактуры с Гунгером, который владел тайнами изготовления фарфора. Он был вывезен из Швеции в Россию.

В результате открыли «Невскую порцелиновую мануфактуру». Она стала третьим по счету предприятием в Европе, которое производит фарфор. Организовывать и контролировать процесс работы поручили Ивану Черкасову, который управлял Кабинетом Ее величества.

Гунгер в течение двух лет пытался создать фарфор, но в результате не оправдал ожиданий и только настроил всех против себя. В историю он вошел как шарлатан и обманщик. Ошибка Гунгера была в том, что он использовал готовые рецепты, которые не подходили к местным условиям.

Зато молодой помощник Гунгера, Дмитрий Виноградов, решил использовать экспериментальный подход. Он ставил опыты, результаты которых записывал, а затем сравнивал результаты. В результате его труды увенчались успехом. Он изобрел не только фарфоровую массу, но и рецепты:

  • глазурей;
  • красок для фарфора;
  • золотого порошка для декорирования изделий.

Также Виноградов сделал проекты печей для обжига и придумал методы формовки. Уже в 1747 году он представил первые образцы хорошего качества изделий.

В первое время на производстве изготавливали небольшие предметы, а именно фарфоровые:

  • табакерки;
  • пуговицы;
  • курительные трубки;
  • вставки в броши;
  • чашки;
  • набалдашники для тростей.

В 1756 году Виноградов создал проект большого горна, предназначенного для обжига изделий. Поэтому на мануфактуре стали выпускать крупные изделия.

Первые годы работы завода были сложными, и производство фарфора требовало тщательного исследования и экспериментов. Однако благодаря упорству и профессионализму сотрудников завод смог найти свой путь к успеху.

Великие мастера-фарфористы, скульпторы и художники, работавшие на фарфоровом заводе, создали множество шедевров изумительной красоты. Изделия были высоко оценены не только на территории России, но и за ее пределами. Великолепные сервизы, посуда, фигурки кукол украшали дома царей, дворянства и прославляли Россию как центр искусства и эстетики. Они отличались высоким качеством и уникальным дизайном, который включал сложные росписи, яркие краски и лепку.

Завод получил особую поддержку и признание со стороны императорского двора. Он начал выполнять заказы для императорской семьи, создавая уникальные и роскошные изделия, украшенные гербами и символикой Российской империи. Это придало ему еще большую престижность и привлекательность. Доказательством особого мастерства служит сервиз «Собственный Ея Величества», который предназначался для парадных обедов императрицы.

Императорский фарфоровый завод в эпоху Екатерины II (1762-1801 год)

За период с 1762 по 1801 годы Императорский фарфоровый завод в России прошел через значительные изменения и достиг великих высот в искусстве фарфора. Этот период ознаменовался новыми идеями, выдающимися художниками и инновационными техниками.

В 1762 году Екатерина II стала императрицей Российской империи и уже через несколько лет после своего вступления на престол поставила перед фарфоровым заводом амбициозную цель: создать эксклюзивные изделия, способные сравниться с фарфором европейских производителей. В 1765 году мануфактуру реорганизовали и дали название «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ).

Под руководством Жак Доминика Рашет, французского скульптора, начался самый продуктивный и творческий период. Он утвердил влияние французского искусства, в котором преобладал классицизм. Выпускаемые на заводе изделия стали строгими, обладающими изящной простотой и монументальностью форм. В декоре чаще всего использовали античные сюжеты и орнаменты.

В этот период Императорский фарфоровый завод не только успешно развивался в искусстве и технике, но и укреплял свою международную репутацию. Изделия поставлялись в различные европейские страны, а также представляли на выставках. Эти успехи способствовали привлечению внимания иностранных коллекционеров и ценителей искусства, которые приобретали фарфоровые изделия завода для своих коллекций. ИФЗ стал одним из ведущих производств в Европе.

Завод прославили на весь мир сервизные ансамбли, которые были сделаны по заказу Екатерины II:

  • Арабесковый;
  • Кабинетский;
  • Яхтинский.

Они насчитывали около тысячи предметов. Также на ИФЗ изготовили скульптурный портрет государыни и настольные украшения, которые прославляли ее деяния.

Императрица одобрила изготовление скульптур. В результате появилась серия «Народы России». Постепенно ее дополнили фигурами:

  • ремесленников;
  • промышленников;
  • уличных торговцев.

Кроме того, на заводе приступили к выпуску расписных ваз.

Прием наследника Екатерины II, Павла I в 1796 году, не привел к изменениям в финансировании и управлении завода. Павел I, так же, как и мать, интересовался фарфоровым искусством и продолжил финансирование предприятия. Сервизы, которые выпускались в Павловском периоде, не такие пышные и более камерные. Павел I ввел в моду сервизы:

  • «Тет-а-тет», предназначенный на две персоны;
  • «Солитер» для одной персоны.

С 1762 по 1801 годы — золотой период в истории Императорского фарфорового завода. Это время было богатым на творческие открытия и достижения. Завод стал важным центром фарфорового производства искусства, прославляющего Россию в мировом масштабе.

Павел I улучшил условия труда работников на заводе. Он распорядился, чтобы была построена больница (1797 год) и булочная (1800 год), в которой служащие, кроме зарплаты, получали хлеб. К 1800 году в штате числилось 202 работника. Завод выпускал изделия для сторонних заказчиков и Придворной конторы.

В этот период ИФЗ отказался от производства табакерок, зато в ассортименте появились фарфоровые яйца. Их ежегодно подносили Павлу I на Пасху.

Императорский фарфоровый завод при Александре I (1801-1825 года)

За период с 1801 по 1825 годы Императорский фарфоровый завод в России прошел через сложные времена, которые повлияли на его историю и развитие. В начале XIX века Россию охватили социальные и политические потрясения, такие как войны и экономические кризисы. Это отразилось на финансовых условиях и ресурсах, доступных для Императорского фарфорового завода. Несмотря на это, он продолжал свое существование и постепенно адаптировался к новым условиям.

В 1801 году на русский престол вступил император Александр I. Он проявил интерес к искусству и поддержал развитие российского фарфорового производства. Под его руководством завод получил новые финансовые инвестиции.

Управление производством император доверил Графу Дмитрию Гурьеву, который привлек к работе лучших мастеров — не только отечественных, но и иностранных.

В этот период при производстве изделий на первом месте оказались национальные темы. Одним из самых уникальных и известных изделий этого периода был «Гурьевский сервиз» — это фарфоровая ода народу-победителю.

Кроме того, завод выпускал вазы, которые славились своими уникальными орнаментами и фантастическими сюжетами. Они были декорированы вручную и имели сложные рельефные узоры, изображения сказочных персонажей, птиц и растений.

Вазы, выпущенные фарфоровым императорским заводом, были не только произведением искусства, но и символом статуса и власти. Они служили подарками для высших сословий, включая императорскую семью и знатных особ. Граф Гурьев активно сотрудничал с известными художниками своего времени, чтобы создавать уникальные дизайны и орнаменты для этих предметов. Каждая ваза имела свою уникальную историю и стала настоящей редкостью для коллекционеров впоследствии.

На протяжении этого периода завод продолжал экспериментировать с различными техниками и декоративными приемами. В производстве фарфора использовались резьба, гравировка и богатая цветовая палитра. Самым излюбленным декоративным материалом стало золото, а главными художественными темами — батальная, видовая, городская живопись.

Влияние отечественной войны отразилось на заводе и послужило рождению новой серии «военных тарелок». На них изображали прославленных:

  • полководцев;
  • офицеров;
  • солдат.

Кроме того, широко стали использовать на изделиях портретную живопись.

Императорский фарфоровый завод в эпоху Николая I и Александра II

В эпоху правления Николая I (1825-1855) императорский фарфоровый завод переживал свое расцветное время. Под руководством талантливых художников и мастеров производство обрело новое качество и привнесло новаторские элементы в свои изделия.

Основное отличие — виртуозная живопись. Основную часть производства занимали вазы. На их поверхности воспроизводили полотна мастеров:

  • Леонардо да Винчи;
  • Мурильо;
  • Тициана;
  • Рафаэля;
  • Корреджо.

Копии удивляли своей тонкостью линий и точностью воспроизведения. Также популярностью пользовалась живопись на вазах иконная, портретная и миниатюрная.

Самые знаменитые изделия этого периода — фарфоровые букеты, которые удивляли всех реалистичностью лепестков.

Александр II не проявлял личного интереса к ИФЗ. В результате в 1870-1881 годах производство фарфоровых изделий сократилось. Зато сохранилась традиции рождественских и пасхальных поднесений для императора. Размеры изготавливаемых предметов стали меньше, а декорирование — более скромным.

Одним из значимых событий в истории Императорского фарфорового завода в это время стало открытие Дворцового фарфорового музея в 1844 году. Он был создан для публичного представления коллекции завода и развития искусства фарфора. Он стал важным центром просвещения и культуры, привлекал внимание как русских, так и зарубежных посетителей. С последней четверти XIX века все заказы, которые делала императорская семья, изготавливали на заводе в двух экземплярах. Один оставляли для истории в музее (эту традицию сохранили даже в советском периоде). О фарфоровых коллекциях России мы рассказывали здесь.

ИФЗ при Александре III и Николае II

При Александре III (1881-1894 годы) завод создал крупные сервизы: «Рафаэлевский», «Коронационный». Некоторые рисунки император правил лично.

На производстве создавались уникальные работы, которые отличались высоким качеством исполнения и мастерством. Художественные работы, выполненные вручную, включали в себя фарфоровые статуэтки, вазы, тарелки, чайные и кофейные сервизы, каждая из которых была украшена сложными узорами и роскошными цветами. Мастера завода использовали разнообразные техники, такие как мраморирование, печворк и подглазурную роспись, чтобы добавить индивидуальность и оригинальность каждому изделию.

При Николае II (1894-1917 годы) производство находилось в образцовом состоянии. Для Александры Федоровны (супруги императора Николая II) на заводе изготовили крупные сервизы: «Александринский», «Царскосельский».

Во время Первой Мировой войны на ИФЗ стали производить химический и технический фарфор. Зато производство художественного было сокращено до минимума. В прежних объемах выпускали только пасхальные яйца, которые предназначались для солдат, которые находились на фронте.

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться