Антикварная керамика относится к категории дорогостоящего антиквариата. Особой популярностью среди коллекционеров пользуются предметы восточной культуры, а также из артефакты античных времён. Их культурная ценность весьма велика, что также сказывается на итоговой стоимости, которую готовы предложить коллекционеры за тот или иной предмет.
Сам термин «керамика» происходит из греческого языка и дословно переводится как «глиняная порода». Сейчас же под керамикой преимущественно подразумевают уже готовые изделия из обожженной глины с добавлением различных минеральных компонентов для придания механической прочности, снижения хрупкости, а также эластичности в процессе изготовления.
И если ранее керамика преимущественно использовалась для изготовления посуды, то сейчас — в промышленности, ведь этот материал один из самых устойчивых к истиранию, к тому же его объемный вес практически не зависит от температуры.
Также сейчас принято считать, что именно керамика — один из первых искусственных материалов, который был создан человеком. И именно она связана с так называемым «оседлым образом жизни человека», стремящегося создать собственный уютный дом.
А один из древнейших предметов из керамики, известных историкам — это Вестоницкая Венера, что сейчас хранится в музее в Брно. Эта скульптура датируется примерно 29-25 тысячелетиями до нашей эры.
При этом большая часть исторических находок из керамики приходятся на азиатскую культуру (Китай, Япония). Фарфор, одну из самых известных вариаций данного материала, также изобрели в Китае. И уже в дальнейшем керамика начала активно использоваться в обиходе в других странах, континентах.
Первоначально все керамические изделия изготавливались вручную, и примерно в 6 тысячелетии до нашей эры начали использовать гончарный круг. А вот принципы обжигания использовались прежние.
В культуре Руси по большей части известна «поливная керамика». Интересный факт: ее преимущественно обнаруживают на территории городских поселений, тогда как в сельской местности практически никогда не встречают. То же самое относится и к курганным инвентарям.
Условно керамику, исходя из используемых в производстве материалов и метода обжига, делят на:
А в зависимости от строения — на тонкую и грубую. Преимущественно большинство исторических находок — это так называемая «земляная керамика», то есть просто посуда из обожженной глины, которая использовалась в быту. Но даже она обладает своей культурной ценностью, ведь позволяет больше разобраться в базовых повседневных обычаях людей, живших в ту или иную историческую пору. Исключение — Китай. Именно там раньше всего придумали технологию производства керамики, базовые принципы которой используются и на сегодняшний день.
Фаянс — одна из самых старинных вариаций керамики. Изготавливают такие изделия из красной или белой глины, при температуре обжига от 1000 до 1100 градусов. При таких условиях глина не достигает так называемой «стеклянной» структуры и частично сохраняет свою первоначальную пористость. Именно из-за этого его покрывают достаточно толстым слоем глазури: она служит своего рода дополнительной защитой от обветривания и пересыхания. Еще одна особенность в том, что четких и гладких линий при изготовлении фаянсовых изделий достичь практически невозможно, а сам материал сохраняет свой «земляной» оттенок. Это основные критерии, по которым и можно отличить данную разновидность керамики.
Майолика — это разнообразные керамические изделия из гончарных глин, которые в дальнейшем покрываются эмалью, причем в два слоя. Первый — это белая или светлая база, а уже сверху — непосредственно сам декоративный рисунок.
Терракота — керамика из красной глины, которая обжигается примерно при температуре 900-1000 градусов. Отличительная особенность: высокое содержание железа в составе, который вступает в реакцию с кислородом, придавая готовому изделию «ржавый» специфический оттенок. Эмалью или глазурью не покрывается, преимущественно использовалась как посуда в обычном быту.
Фарфор — керамика, которая получается из белой глины с высоким содержанием каолина, нередко в составе также обнаруживается значительная доля кварца. Обжигается при очень высоких температурах, преимущественно свыше 1280 градусов, благодаря чему изделие и приобретает ту самую стеклянную структуру. На поверхности практически отсутствуют поры, поэтому влага не может в них проникать. Наносимая глазурь имеет более равномерный тонкий слой, поэтому и границы рисунка получаются более четкими. Кстати, фарфор, в свою очередь, делится на грубый, тонкий и «костяной» (в его состав добавляют измельченные кальцинированные кости животных).
Шамот — это своего рода керамический бой, который повторно смешивается с глиной и обжигается при высокой температуре. Из данного вида керамики преимущественно изготавливали скульптуры, но которые преимущественно обладали грубыми формами, без четких линий. Нередко ими украшали старинные фонтаны, но при этом размещая так, чтобы предотвратить контакт с влагой. Шамот имеет пористую неравномерную структуру, поэтому имеет склонность поглощать влагу. Зато такие изделия практически не боятся резких перепадов температур. Соответственно, их легче хранить.
Полуфарфор — это тоже одна из разновидностей керамики. Его создали в начале 19 века как альтернативную технологию производства фарфора. Главное отличие в высокой пористость, из-за чего прочность гораздо ниже. Зато визуально действительно есть множество схожестей с настоящим фарфором. Особой ценностью такие экспонаты не отличаются, потому что старинных вещей из полуфарфора попросту не существует.
Именно восточная керамика является самой ценной и желаемой для коллекционеров. Считается, что именно в Китае, примерно в 6-9 столетиях нашей эры научились изготавливать фарфор. Примерно до 16 века в этой нише доминировали именно китайцы, и лишь после этого технология производства «перекочевала» в быт поселений Кореи, Японии.
Как отличить китайскую от японской или корейской керамики? Именно в Китае раньше разработали технологии обжига. А вместе с этим — там больше природных источников глины, подходящей для этого. Соответственно, опыт китайских мастеров намного больше, а их изделия в большинстве случаев легче по весу и тоньше.
Еще одна особенность в том, что антикварная керамика из Китая обжигалась при более высоких температурах, поэтому глазурь на таких экспонатах преимущественно прозрачная, с более выразительными и насыщенными цветами. А вот в японских или корейских всегда присутствует «земляной оттенок». Это указывает на использование менее качественной первичной основы в производстве керамических изделий, а также на то, что обжигание осуществлялось при более низких температурах.
Также на китайских фарфоровых экспонатах часто ставили «клеймо» императорского дома, причем независимо от того, кто именно был автор того или иного изделия. Это была своего рода обязанность каждого из мастеров.
Особое место в антикварной керамике занимает архитектурно-художественная. Речь идет об элементах, которые использовались непосредственно для украшения интерьера, а также фасада зданий. Первостепенно такие изделия несут художественную и историческую ценность. Это изразцы, вставки, рельефы, перегородки, а порой и объемные композиции.
Преимущественно элементы архитектурно-художественной керамики можно было встретить в поселениях Испании, и это неудивительно, ведь именно там находились основные производственные центры из фарфора и прочих разновидностей керамики в Европе.
Независимо от «возраста» изделий из керамики, во всех случаях придерживаются одинаковых принципов хранения. Атмосферная влажность в данном случае — второстепенный фактор, ведь обожженная глина является неприемлемой средой для развития грибков и бактерий. Но этот материал обладает достаточно низкой устойчивости к критически низким температурам.
Сначала керамические изделия очищают от пыли. Делать это можно только кисточкой с максимально мягким ворсом, что нивелирует вероятность повреждения окрашенного слоя. Для удаления «сложных» пятен используется просто теплая вода, без мыла (температура в районе 40 градусов по Цельсию).
Сушить под лучами солнца запрещено, потому что ультрафиолет достаточно пагубно влияет на структуру керамики, может спровоцировать образование микротрещин. Особенно это важно для материалов на основе терракотовой глины, ведь они от воздействия солнечного света становятся излишне хрупкими.
Очень распространенная ошибка — это использование газетной бумаги для длительного хранения керамических изделий. В ее составе нередко встречаются кислотные соединения, и при контакте с минеральной основой керамики запускается химическая реакция. Как результат, она становится хрупкой и покрывается микротрещинами (причем в большинстве случаев это можно заметить даже невооруженным глазом).
Лучший материал для упаковки — это мягкая натуральная ткань. Синтетику лучше не использовать, так как она может царапать поверхность изделия. Альтернативой ткани является бескислотная бумага для хранения. Она также покрывается слоем воска, который препятствует впитыванию влаги.
Обернутую керамику оборачивают в несколько слоев оберточной пузырчатой пленки (рекомендуется использовать с большими воздушными фракциями). Ее же укладывают на дно картонной коробки в больших количествах, а затем изделие из керамики помещают в тару, сверху покрывают снова пузырчатой пленкой.
Оптимальный вариант хранения — при комнатной температуре (от 16 до 22 градусов). Критическим является снижение температуры до отметки менее 4,5 градусов по Цельсию, что может привести к образованию микротрещин (преимущественно на глазури, которая используется для окрашивания). Также имеет значение, при какой температуре осуществлялось обжигание керамики. Если при низкой, то она будет более подвержена растрескиванию и повреждению на морозе. Когда обжигание выполнялось при высокой температуре, устойчивость к холоду будет на порядок выше. Это зависит от кристаллической решетки, которая формируется на основе минеральных компонентов, входящих в состав материала.
К сожалению, без лабораторных исследований достоверно понять, при какой температуре осуществлялся обжиг керамического изделия, невозможно. В таких случаях условно принимают, что при низкой. То есть материал более хрупкий, обладает минимальной устойчивостью к критически низкой температуре.
Для хранения особенно ценных антикварных изделий принято использовать отдельный шкаф, снабженный автономной системой климат-контроля, а еще резервным источником питания. Такая система поддерживает внутри оптимальную температуру и влажность, обеспечивает вентилирование, тем самым гарантируя максимальную сохранность керамики. Но стоят такие шкафы достаточно дорого, и их установкой занимается непосредственно сам производитель.
Дополнительные рекомендации, которых следует придерживаться:
Итоговая стоимость антикварных керамических изделий зависит от следующих факторов:
Кстати, от этих факторов напрямую зависит и стоимость проведения реставрационных работ. Чем изделие дороже, тем сложнее проводить его реставрацию, что обойдется в большую сумму.
А более детально узнать о том, как именно оценивается антиквариат можно в данной статье на нашем сайте.
Первое, на чем следует акцентировать внимание: среди антикварных керамических изделий встречается очень много подделок. Ценность таких вещей очень высокая, что и привлекает большинство мошенников, поэтому покупать экспонаты следует исключительно на «проверенных площадках». Оптимальные варианты:
Но действительно редкие и ценные экспонаты встретить сейчас сложно, потому что большинство из них уже давно хранятся в частных коллекциях или музеях. Все из-за того, что до нынешних времен многие изделия попросту не сохранились, требуя к себе максимально аккуратного обращения.
Более детально узнать об особенностях советского фарфора можно из этой статьи.
К сожалению, обычному коллекционеру «на глаз» отличить оригинальную антикварную керамику от современной подделки достаточно сложно. Опытные оценщики для этого преимущественно используют лабораторные исследование, которые позволяют установить точный состав первичного материала, а также используемую технологию производства. Например, для антикварной керамики из Китая свойственными являются:
В полной мере сейчас соблюдать такую же технологию производства, которая использовалась ранее, невозможно. А вот ориентироваться на наличие подписей, иероглифов, различных «печатей» и маркировок не стоит. Они не являются гарантией оригинальности изделия.
Итого, антикварная керамика — очень обширная и сложная ниша, имеющая огромное количество своих почитателей и заинтересованных коллекционеров. Основная ценность керамики заключается в том, что она позволяет отследить, как именно развивалось старинное ремесло, какие методы обжига использовали в различные исторические эпохи. И дополняется это художественной ценностью, так как многие экспонаты из керамики имеют достаточно сложные рисунки из глазури и эмали.