Фарфор, как и фаянс, является разновидностью керамического материала. В его состав входят те же компоненты, смешанные в определенных пропорциях. Изобретен он был в Китае, но со временем стал изготавливаться на территории Европы и России. Фарфоровые изделия эстетичны и сохраняются на протяжении длительного периода времени. К ним относится посуда, чайные сервизы или статуэтки. Красиво расписанные предметы ценятся среди коллекционеров. В первую очередь к ним относятся раритетные экземпляры, выпущенные ограниченными сериями.
В качестве основной составляющей фарфора выступает каолин. Такой материал еще носит название белая глина. Кроме того, раствор состоит из таких ингредиентов как кварц и полевой шпат. В некоторых случаях еще добавляется пережженная кость. Сформированные изделия из смеси подвергаются обжигу при температуре в районе 1000°. После проведения такой процедуры материал становится непористым, а изготовленные предметы приобретают водоотталкивающие характеристики.
Фарфор отличается следующими особенностями:
На любом фарфоровом изделии из-за высокой твердости материала никогда не имеется трещин. В случае их появления такая продукция сразу же выбрасывается.
Выпускаемый фарфор, в зависимости от своих качественных характеристик, бывают трех видов:
Каждый вид фарфора по-своему уникален и, в зависимости от времени изготовления, всегда заслуживает внимания у коллекционеров. При этом необходимо провести правильную оценку антиквариата. Чтобы не ошибиться в этом вопросе, следует прочитать статью.
Все изготовленные из фарфора вещи подвергаются росписи, которая бывает следующих вариантов:
Каждый вид росписи применяется для нанесения узора на определенный вид продукции.
Элитная керамика в России стала появляться после того, как ее научились делать за рубежом. Вскоре она настолько вошла в моду, что заказы делались для высокопоставленных лиц и даже царских семей. Постепенно в России стали появляться свои производители фарфора, количество которых постоянно возрастало. С течением времени технологии совершенствовались, и качество производимого продукта улучшалось.
В Советский период все созданные ранее предприятия продолжают развиваться и улучшать изготовление своей продукции. Достигалось это развитием технического прогресса, который оказывал существенное влияние на производимую фарфоровую продукцию. Чтобы понять, что означает советский фарфор, следует почитать информацию, изложенную вот в этой работе.
Виноградов, который организовал мануфактуру, сумел разработать свою технологию производства фарфора. Сначала здесь выпускались небольшие изделия, представляющие собой пуговицы, трубки, чашки и табакерки. Однако со временем производство расширялось, и здесь стали производиться уже крупные сервизы, которые присутствовали на столе даже у царских особ.
По мере своего развития предприятие переименовалось в Имперский фарфоровый завод, а на всю выпускаемую продукцию стал устанавливаться вензель монарха. Она приобрела широкую популярность не только в России, а и за рубежом. Среди выпускаемых изделий присутствовали различные фигурки торговцев, ремесленников и промышленников Петербурга. Среди этих произведений особенно выделялся Арабесковый сервиз Екатерины II. Он был выполнен по всем канонам классицизма. Входящие в него предметы отличались высоким качеством исполнения.
В Советский период времени предприятие поменяло свое название и стало называться «Ленинградский фарфоровый завод», а на всю производимую продукцию ставилось клеймо ЛФЗ. Среди изготавливаемых произведений особый интерес представляют следующие изделия:
Позже заводу опять вернули его прежнее название. В последнее время он специализируется на выпуске сувениров, ваз, посуды бытового и декоративного назначения. Только на этом предприятии выпускается костяной тонкостенный фарфор.
Особым спросом у коллекционеров пользуется первая фарфоровая продукция, выпускаемая еще до революции, на которой присутствует вензель монарха. Благодаря своему качеству она сохранилась до нашего времени в хорошем состоянии.
Сразу после организации Гарднером фарфоровой мануфактуры в Вербилках выпускаемая продукция стала пользоваться большим спросом. Здесь производилась роскошная посуда для высших домов аристократии и даже императорского двора. Ее ценность состояла в малой толщине стенок керамики.
На выпускаемой продукции присутствовали разнообразные изображения в виде городских пейзажей или знаменитых героев художественных произведений. Причем каждый раз отдавалась дань веяниям моды.
Успешное развитие предприятия продолжилось после выкупа его Матвеем Кузнецовым. Вплоть до 1917 года оно выпускало продукцию по хорошо выверенным технологиям с простановкой своего клейма.
После национализации компании предприятие стало называться Дмитровский фарфоровый завод. Среди выпускаемой продукции стал присутствовать агитационный фарфор и различные художественные изделия. На фарфоре появились изображения революционных деятелей и социалистические лозунги. Известность приобрели скульптуры, среди которых особой популярностью пользовались «Конек-горбунок» и «Клоун». На выпускаемых сервизах присутствовали сюжеты из былин и сказок.
В послевоенные годы больше упор делался на героическую тематику. На большинстве выпускаемых чайных и кофейных наборах были изображены знаменитые полководцы различного периода времени.
Позже предприятие было переименовано в «Фарфор Вербилок», а среди производимого фарфора больше можно увидеть конфетниц, настенных блюд и чайных сервизов. В основном на них присутствуют различные сказочные персонажи и жанровые сюжеты.
С самого начала своего основания Дулевский фарфоровый завод был ориентирован на массового потребителя. Именно поэтому он так широко известен среди большинства слоев населения. Кроме того, здесь присутствовали также изделия и для премиум-сегмента. В результате объем производства фарфора постоянно рос, и он не только реализовывался на территории Российской империи, а и экспортировался. Главным достоинством выпускаемой заводом продукции является прочность Дулевского фарфора. Это было достигнуто разработкой особой технологии использования глины, которая подвергалась летованию.
С приходом Советской власти и национализацией завода масштабы изготавливаемой продукции не уменьшились, а даже увеличились. При этом присутствующие сюжеты кардинально изменили свое направление. В первую очередь это был связано с политикой Советского государства, поэтому заказы стали поступать на агитационный фарфор. Было выпущено большое количество экземпляров таких изделий, поэтому в настоящее время они у коллекционеров не пользуются большим спросом, в отличие от произведений царского периода. Также предприятие ориентировалось на выпуск посуды и различного вида статуэток.
За время существования завода особой популярностью пользовались следующие изделия:
Выпуск качественных произведений обеспечивался присутствием на заводе только мастеров высокой квалификации.
Преимущества Гжельского фарфора заключаются в качестве используемой глины, поскольку здесь присутствуют виды, обладающие превосходными свойствами. Добываемое сырье характеризуется отсутствием вкраплений, что обеспечивает ему белизну и особую чистоту. В результате на этой территории дореволюционной России было построено большое количество заводов, выпускающих керамику. Здесь начинали свою карьеру такие мастера, как Дунаев и Монахов, которые позже открывали уже собственные производства.
В Советский период все заводы стали испытывать некоторые затруднения из-за большого количества поступающей европейской продукции. Однако позднее производство было модернизировано и за счет разработки новых методов росписи вновь приобрело массовый характер.
Отличительной особенностью Гжельского фарфора являются уникальные узоры на белом фоне. Основной секрет состоит в своеобразности нанесения мазков. Это делается на основании следующих принципов:
Из выпускаемых заводами изделий очень ценится посуда. Многие экземпляры являются настоящими произведениями искусства. К ним относятся:
Вся посудная утварь находится в зоне внимания коллекционеров. Кроме того, интерес проявляется к сувенирным изделиями и елочным игрушкам.
Родиной фарфора считается Китай. Изделия из него всегда относились к дорогой продукции, поэтому в Европе все время искали возможность самостоятельного изготовления такого материала. В результате китайский секрет был частично расшифрован, что стало причиной появления твердого европейского фарфора. После такого прорыва недалеко от города под названием Мейсен была открыта первая фарфоровая европейская мануфактура.
Выпускаемая здесь продукция производилась под торговой маркой, которая представляла собой скрещенные мечи, присутствующие на гербе Саксонии. Изготавливаемый фарфор хорошо противостоял воздействию кислот и высоких температур. После легкого удара по изделию от него исходил чистый звон.
Наличие фирменного торгового знака указывало на оригинальность продукции, и располагался он под глазурью. В том случае, когда присутствовал брак, на поверхности глазури в месте расположения торгового знака наносились штрихи. Количество линий указывало на степень и характер дефекта. Поскольку торговый знак выполнял важные функции, его изготовление доверялось только нескольким специально обученным для такой работы людям.
По мере развития производства в Мейсенской мануфактуре появилась своя лакокрасочная лаборатория. В результате сформированная роспись стала обладать очень высокой стойкостью. Выполнялась она немецкими живописцами, а в качестве орнамента использовались кружева и цветы. До сегодняшнего времени роза, и луковичный узор являются визитной карточкой Мейсена.
Среди изготавливаемых изделий наибольшей популярностью пользовались чайные сервизы, которые быстро завоевали в Европе популярность. Кроме того, здесь выпускались скульптуры в виде фигурок животных и людей, письменные принадлежности, вазы, а также другие декоративные вещи. Многие из них пользовались успехом в России. Примером может служить набор мифологических статуэток, заказанный императрицей Екатериной II.
В настоящее время Мейсенский фарфор относится к дорогому антиквариату. При этом на рынке присутствует большое количество подделок, которые рядовой покупатель практически не сможет отличить от оригинала. Разобраться в подлинности вещи могут только специалисты, работающие на мануфактуре, поскольку они досконально знают технологию изготовления продукции.
Любители антиквариата должны хорошо понимать, что для сохранения керамическими изделиями первоначального внешнего вида необходимо знать о правилах ухода за фарфором. Здесь следует придерживаться следующих рекомендаций:
Следует иметь в виду, что дорогой антикварный фарфор лучше вообще не мыть водой. Чтобы устранить риск повреждения узора, его нужно просто протирать мягкой щеткой или тряпкой из натурального материала.
В том случае, когда совершается покупка антикварного фарфора, необходимо придерживаться следующих правил:
Фарфор относится к материалу, из которого можно изготавливать предметы первой необходимости, а также использовать его в качестве декора, подходящего к любому комнатному интерьеру. При этом он остается и в поле интересов коллекционеров любителей антиквариата. Древние и уникальные вещи всегда имеют большую стоимость.