Бисквит.
Внизу плакетки – «Трехдневный бой при Красномъ . 1812», «Изобразил и работал граф Федор Толстой 1819».
Размеры: диаметр 13,2 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.
Библиография: Федор Толстой, 1783-1873: альбом-каталог к 225-летию со дня рождения. СПб.: Palace Editions, 2008. С. 64.
Сражение под Красным (3 ноября — 6 ноября 1812) между отступающей из Смоленска армией Наполеона и армией Кутузова – одно из решающих сражений Отечественной войны 1812 года.
Толстой Федор Петрович (1783–1873) — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, вице-президент Императорской Академии художеств. В 1814 году начал работу над серией медальонов с аллегорическими сюжетами в античном духе на темы Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. Медальоны пользовалась огромной популярностью и неоднократно повторялись в стекле, бронзе и фарфоре.
Он учился в медальерном классе Академии художеств у И. П. Прокофьева (с 1804), пользовался советами О. А. Кипренского. Служил в Эрмитаже (1806), впоследствии был медальером Монетного двора. Преподавал в Академии художеств (с 1825), профессор медальерного (с 1842) и скульптурного (с 1849) классов. Вице-президент Академии художеств (1828–1859). Был участником движения декабристов, председателем Коренного Совета Союза Благоденствия. Вошел в историю русского искусства прежде всего серией медальонов, посвященной Отечественной войне 1812 года, над которой работал в течение 23 лет. Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов выдающийся русский медальер Федор Толстой отразил в серии восковых барельефов, которые затем были отлиты в гипсе, а позже были отчеканены в медалях. В 1818 году, задолго до завершения работы, Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814». Федор Толстой обратился к этой теме по собственной инициативе. Он писал впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского». Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах».