Ваза в стиле ампир с» бахметевской гранью». Россия, Императорский стеклянный завод, первая треть XIX | Аукционный дом Альтерс
Ваза в стиле ампир с» бахметевской гранью». Россия, Императорский стеклянный завод, первая треть XIX века.

Описание

Хрусталь, бронза, гранение «бахметевская грань», резьба, чеканка.

Размеры: высота – 12 см, высота с ручкой – 22 см, диаметр – 18,7 см, диаметр основания – 12,3 см.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.

Аналогичные вазы хранятся в Государственном Эрмитаже.

Ваза возможно входила в состав «Бахметьевского» сервиза.

B XIX в. на Императорском стеклянном заводе для многочисленных царских резиденций делали значительное количество парадных хрустальных сервизов. Они включали предметы самого разного назначения, изготавливались в большом числе «кувертов» и постоянно возобновлялись.

«Бахметьевский» сервиз относится к числу немногих придворных столовых ансамблей XIX в., которые первоначально были выполнены по специальным заказам Двора Его Императорского величества на крупных частных стекольных заводах России, а затем, по мере надобности, доделывались на И.С.3., иногда с частичными изменениями в декоре.

Первый вариант «Бахметьевского» сервиза, представленный ко Двору, изготовили в 1807 г. на заводе Н.А. Бахметьева по заказу гофмаршала Н.А. Толстого. Владелец завода «употребил все возможное старание, дабы отечеcтвенное произведение ни в чем не уступало в сем роде искусства иностранному и сочетало в себе простоту с прозрачностью и красотою английского хрусталя» (150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода князя А.Д. Оболенского. СПб., 1914. С. 127)

В 1850-1860-х гг. сервиз, в который добавилось значительное количество изделий И.С.3., был рассчитан на 700 персон. Со второй половины XIX в. «Бахметьевский» сервиз предположительно стал главным парадным сервизом, использовавшимся на коронационных торжествах в Москве/

Первоначальный сервиз был выполнен в традиционных классических формах, в него входили и вазы на ножках со съемными чашами с венком отогнутых листьев в верхней части ножки. Исходный граненый декор представлял выпуклые каннелюры, поделенные поперек на три призмы, украшенные «сеткой», резными «звездами» и шли-фованными кругами. С течением времени формы сохранялись, а граненый декор, очевидно, подвергался частичным изменениям, хотя общий «каннелюрный» принцип был неизменен.

Почти во всех крупных музейных собраниях России есть изделия «Бахметьевского» сервиза, выполненные в различных вариациях гранения. В Государственном историческом музее хранятся две вазы, идентичные с представленной по форме и декору. В Государственном Эрмитаже имеется экземпляр вазы на ножке, сходный с указанными изделиями по форме, но существенно отличающийся узором грани.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться