Сталь, ковка, мрамор.
Клейма: Тула.1893.
Размеры: 11 х 9 х 8 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования.
Библиография: Тульская художественная сталь XVIII–XIX веков. Москва, ГИМ, 2015.
С XVI века Тула была одним из центров железоделательного производства. К концу XVII столетия окончательно определился характер организации производства ремесленной корпорации тульских оружейников, объединявшей крупные и мелкие оружейные мастерские. Несмотря на многократные попытки централизации тульского производства, предпринимаемые с конца XVII века, а также основание в 1712 году по указу Петра I Императорского Оружейного завода, характер организации ремесла сохранялся без изменений до середины XIX века.
Во второй половине XVIII века сложился оригинальный стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разнообразных свойств стали. Именно в этот период художественное мастерство тульских оружейников достигло наивысшего расцвета. Свободное владение трудоемкими приемами отделки стальных изделий давало мастерам дополнительные возможности для создания подлинных шедевров.
Многие технологические приемы, которыми пользовались тульские мастера, были характерны и для известных крупных европейских металлообрабатывающих центров.
Высокий уровень мастерства тульских оружейников способствовал формированию устойчивого отношения к их изделиям как к предметам национального престижа. С середины 1750-х гг. изделия тульской художественной стали нередко входили в число посольских даров.
Не будет большим преувеличением считать, что искусство тульской художественной стали этого времени развивалось во многом благодаря государственной, императорской поддержке. Востребованность художественных изделий – парадного и охотничьего оружия и партикулярных работ – как императорским двором, так и состоятельной российской аристократией, являлась весомым стимулом создания подлинных художественных шедевров.