Скульптура «Рыбак». СССР, Кунгурская артель, середина ХХ века. | Аукционный дом Альтерс
Скульптура «Рыбак». СССР, Кунгурская артель, середина ХХ века.

Описание

Гипс, тонировка.

Марка в тесте в виде скрещенных линий.

Размеры: высота 23 см, размер основания 7,3х7,7 см.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.

Кунгурская артель

В Кунгуре вырабатывали изделия из гипса более века назад. Простота добычи и дешевизна гипса привели к тому, что в начале ХХ века в городе и его окрестностях открылись небольшие кустарные мастерские, занимающиеся производством гипсовых изделий.

После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны кустари организовываются в небольшие артели. Через год мастерская объединяла уже 20 человек.

После Второй Мировой войны в артели формируется круг мастеров и художников, по моделям которых будут выпускаться изделия в 1960-1970-е годы.

Если рассматривать тематику изделий, выпускаемых мастерами в третьей четверти ХХ века, то можно заметить, что в основе большинства произведений лежит литературный сюжет, зачастую почерпнутый из кинематографа. На втором месте стоят скульптуры, посвященные жизни советского народа. Популярные первоначально образы пионерок и колхозниц («Колхозница с урожаем», «Ванька с Танькой», «Пионерка», 1941-1945 гг.) и героев войны («Пограничник», «Гармонист», 1941-1945 гг.) дополняются новыми персонажами.

Много работ с изображением детей и активной молодежи.

Большой популярностью покупателей пользовались литые изделия, изображающие героев сказов П.П. Бажова. В 1946 году на советский экран вышел фильм «Каменный цветок», который неоднократно демонстрировался в Кунгуре в конце 1940-х – начале 1960-х годов. В то время З.П. Поздняковой была создана скульптура «Хозяйка Медной горы», величавая фигура которой напоминает Т.Ф. Макарову, воплотившую на экране образ легендарной владычицы подземных богатств Урала. Эта работа тиражировалась вплоть до начала 1980-х годов, правда ее размеры были несколько уменьшены. Вслед за З.П. Поздняковой к горнозаводским сказам обратились З.Р. Басыров («Катя», 1958 г.), Е.П. Шатиров («Малахитовая шкатулка» 1960 г.), В.А. Шихвинцев («Данила-мастер», 1960 г.).

В 1950-60-е годы одной из главных тем советского искусства была борьба за мир, поэтому часто художники обращаются к событиям Великой Отечественной войны. Это было характерно и для кунгурских мастеров. Художник-фронтовик Е.П. Шатиров, любивший говорить начинающим мастерам: «Все время работай карандашом и рисуй с натуры все, что видишь», обращается к образу Василия Теркина, героя одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Защитники отечества изображены в скульптурах «Пограничник» В.А. Шихвинцева, «Матрос с гармошкой» М.Г. Лисунова.

На основании приказа управления местной промышленности № 312 от 06.10.1960 года Кунгурская артель им. XVIII партконференции, которую возглавлял Р.В. Ременников, была переименована в Завод гипсолитных изделий на базе цехов и личного состава рабочих артели.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться