Серебро, резьба, золочение, кость; фарфор, роспись, золочение.
Клейма: 84 пробы с гербом Москвы «Георгий Победоносец», фирмы «S&CO» («Shanks&CO»).
Марки: фиолетовым «Royal Worcester England Rd No 63492 1196», оранжевым «LD».
В комплекте: чайник, сахарница, сливочник, шесть блюдец, пять чашек.
Размеры: чайник – высота (с крышкой) 14 см, длина 17,7 см, диаметр тулова 12,5 см, диаметр верха 6,3 см; сахарница – высота (с крышкой) 12 см, диаметр тулова 12,5 см, диаметр верха 6,8 см; сливочник – высота 7,5 см, длина 11,2 см, диаметр тулова 9,2 см; чашки – высота 5 см, длина 9,5 см, диаметр верха 7,5 см; блюдца – диаметр 12,8 см.
Вес предметов с серебряной оправой: чайник 381 г; сахарница 273 г; сливочник 141 г.
Состояние: в хорошей сохранности, потертости патинирования, незначительные следы бытования.
С искусствоведческим заключением искусствоведа Т.Н. Мунтян.
Элегантный фарфор – матовый, нежного сливочного тона снаружи, а внутри – белый – украшен полихромными цветами и золочеными рельефными листьями бамбука; ручки чайника и сливочника имеют вид стеблей бамбука, а сахарницы – его изогнутых листьев. Фарфор создан мастерами знаменитого английского предприятия «Royal Worcester», а серебряные оправы и крышки выполнены в одной из лучших московских фирм «Shanks&CО» (Шанкс и Компания) в Москве.
История предприятия тесно связано с прославленной фирмой «Болин», основанной в Санкт-Петербурге в 1796 году богатым петербургским бриллиантщиком и придворным царским ювелиром А. Ремплером. Затем дело перешло к зятьям Ремплера, одним из которых был швед по происхождению Карл Эдуард Болин. Придворный ювелир и Оценщик Кабинета Его Императорского Величества, он дал фирме свое имя. Его сыновья – Эдуард и Густав, единственные из всех ювелиров Российской империи, были возведены в дворянское достоинство за успехи на почве искусств и промышленности и за беспорочную, свыше-вековую службу Кабинету Его Императорского Величества.
Московское дело было основано в 1852 году англичанином Джеймсом-Стюартом Шанксом и шведом Генриком-Конрадом Болином, братом знаменитого Карла Эдуарда Болина. Компаньоны торговали мануфактурным и галантерейным товаром и, в отличие от знаменитой петербургской придворной фирмы, специализирующейся на ювелирных украшениях, решили развивать в Москве прежде всего серебряное производство.
Союз Шанкса и Генрика (Андрея) Болина продолжался до 1888 года: после Сын Андрея – Вильгельм Болин, не получивший наследства, вынужден был обратиться за помощью к своим петербургским кузенам Эдуарду и Густаву, и с 1888 по 1912 год московское предприятие стало называться так же, как и Санкт-Петербурге – «Карл Эдуард Болин». В семейном бизнесе Шанкса принимал участие его сын – Джеймс 1860 г.р., британский подданный, состоявший в купцах со второй половины 1896 г. Качество изделий по-прежнему было высоким, техники – многообразными, а ассортимент продукции широк: предприятие продолжало выпускать серебряные оправы для хрусталя, фарфора и керамики, чаще всего английской, разные вещи из серебра и изящные золотые ювелирные украшения с драгоценными камнями. Наследие предприятия крайне ограниченно, поэтому данный сервиз своего рода редкость.
Нужно отметить, что и Шанксов, и Болинов интересовали качество керамической массы, оригинальная технология и тонкость росписей.
Аналогией сервизу является сервиз «Тет-а-тет» из собрания Музеев Московского Кремля. Фарфор выполнен фирмой «Royal Worcester», а серебряные оправы сделаны годом раньше, в 1887 году фирмой «Шанкс и Болин». (В.А. Болин. Болин в России. Придворный ювелир конца ХIХ-начала.ХХ в. М, 2001. С.211. № 193).
Аналогией является роскошный сервиз из английской керамики «Doulton Burslem» с ручками в виде бамбука и золочеными рельефными анемонами, в серебряных оправах выполненными фирмой «К.Э. Болин» в 1890 году (В.А. Болин. Болин в России. Придворный ювелир конца ХIХ-начала ХХ» в. М, 2001. С.245. № 249).
Предметы чайного сервиза утилитарны и художествены одновременно, удобны в использовании, отличаются изобретательностью стиля, красотой пропорций и чистотой исполнения. Сервиз являет собой редкость своего рода и имеет, на наш взгляд, антикварное, художественное и коллекционное значение.