Фарфор, роспись полихромая, золочение, цировка.
Марка: Н II под императорской короной с датой 190.. (сошлифована).
Размеры: высота 31,5 см, диаметр тулова 26,5 см, диаметр верха 14 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, потертости, технологические дефекты, точечная тонировка у донного кольца.
С историко-искусствоведческим исследованием доктора искусствоведения Е.С. Хмельницкой.
Ваза с воспроизведением картины Жака Куртуа «Кавалерийская стычка» принадлежит к уникальным произведениям русского декоративно-прикладного искусства. Белье вазы исполнено на Императорском фарфоровом заводе на рубеже XIX-XX вв. Оно выделяется отличающими «казённое» производство России этого периода безупречными техническими характеристиками.
По существующему договору между Императорским фарфоровым заводом и Обществом поощрения художеств большие вазы и другие изделия сложных форм передавались в ОПХ для росписи художникам, специализирующимся на росписи фарфора и прошедших специальные «фарфоровые классы» перед поступлением на работу в живописный цех Императорского фарфорового завода. Перед отправкой этих изделий в ОПХ с них сошлифовывались марки. Лучшим художникам-выпускникам передавались самые крупные по размерам и сложные по формам предметы для росписи. К их числу принадлежит и автор росписи на вазе с воспроизведением картины Жака Куртуа «Кавалерийская стычка».
В XX веке вновь входит в моду надглазурная роспись, которая, в отличие от подглазурных композиций, позволяла художникам-фарфористам продемонстрировать свое мастерство в области копийной живописи и создавать сложные многофигурные живописные картины на фарфоре. К их числу относится и картина Жака Куртуа «Кавалерийская стычка». Чрезвычайно сложная, многоплановая композиция, с несколькими сюжетными линиями и различными перспективами блестяще исполнена на вазе. Мастер блистательно справился с поставленной перед ним непростой задачей – распределить по всему «объему» вазы все сюжетные линии, при этом не перегружая визуально композиционный строй. Для художника-фарфориста к одной из самых сложных задач относится именно «художественный» перенос картины с плоского холста в верном масштабе в отведенной для живописи медальон. Автор росписи на представленной вазе достигнув непревзойденного мастерства в этом направлении, выбрал одну из сложнейших в художественном построении картин и мастерски справился с поставленной перед ним задачей. Равно как и в колористическом плане картина на фарфоре точно передает оригинальные цветовые сочетания картины Жака Куртуа.
Особого внимания заслуживает оборотная сторона вазы, декоративная композиция которой исполнена на синем фоне золотом и составлена из элементов воинской арматуры и знамен. Данная орнаментальная композиция, символизирующая воинскую доблесть и славу, берет свое начало в декоративной отделке бортов военных тарелок.
Роспись и орнаментальная композиция на оборотной стороне представленной вазы еще раз подтверждает мнение ведущих специалистов по русскому фарфору, что отечественные фарфористы на рубеже XIX-XX вв. ничуть не уступали европейским мастерам оригинальностью композиций, разнообразием тонов и превзошли картины европейских художников по качеству составления “настроенческих” стильных рисунков. Ваза с воспроизведением картины Жака Куртуа «Кавалерийская стычка» служит блестящим тому подтверждением.
Вазы со сложной копийной росписью являются эффектными образцами убранства парадных дворцовых интерьеров и представляют бесспорный музейный, коллекционный и научно-исследовательский интерес. Ваза с воспроизведением картины Жака Куртуа «Кавалерийская стычка» — является уникальным предметом декоративно-прикладного искусства России рассматриваемого времени.
Куртуа Жак (Jacques Courtois, прозвище Бургиньон; 1621–1676) —французский живописец и график эпохи барокко, крупнейший мастер батального жанра в европейском искусстве XVII века. Родился в семье художника, художественное образование получил у отца. С 1636 г. жил и работал преимущественно в Италии. Его биография отмечена многочисленными переездами и резкими поворотами судьбы: служил солдатом, позднее вступил в орден иезуитов (1657 г.). Куртуа кардинально реформировал батальный жанр, отказавшись от традиционных панорамных или фризовых композиций. Он создавал динамичные, эмоционально насыщенные сцены кавалерийских схваток, вовлекающие зрителя в центр событий. Для его зрелого стиля характерны обобщённость манеры, виртуозная передача световоздушной среды и сдержанная серебристо-голубая или зеленовато-коричневая тональность. Помимо многочисленных картин на светские сюжеты, создавал монументальные фрески (трапезная церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Рим) и религиозные произведения после вступления в орден. Оказал значительное влияние на развитие европейской батальной живописи. Произведения художника хранятся в ведущих музеях мира, включая Лувр (Париж), Уффици (Флоренция), Дрезденскую картинную галерею и Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Картина «Кавалерийская стычка» хранится в коллекции Государственного Эрмитажа.