(С экспертизой) Скульптура «Воспоминание Руси». Россия / Италия, Рим, скульптор и литейщик – | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой) Скульптура  «Воспоминание Руси».  Россия / Италия, Рим, скульптор и литейщик - А. Рерих, 1869.

Описание

Бронза, литье, чеканка, коричневое патинирование, камень.

Клейма: в литье – «ВОСПОМИНАНIЕ РУСИ / РИМЪ 1869», на цоколе – подпись автора «ROHRICH / SCULPTORE IN BRONZO. ROMA».

Размеры: 52,5Х34Х19,5 см.

Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования. Каменное основание заказано позднее.

Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.

Редкий образец россики – произведение зарубежного мастера, созданное в России или посвященное России, передающее воспоминание иностранца о нашей стране в оригинальном художественном образе.

Развернутая авторская подпись на скульптуре свидетельствует, что она выполнена в Риме мастером немецкого происхождения Рёрихом. А.Рёрих (A.Röhrich) работал в Риме в 1840-е – 1860-е годы.

Изображение русской крестьянки с серпом и житом оказывается единственным известным авторским произведенцем римского копииста. Судя по этой работе, в 1860-е годы А.Рёрих посетил Россию. В память о своей поездке он создал данную фигуру как женственное олицетворение нашей страны. Из своего «прекрасного далека» скульптор не вполне различал детали изображения: переданный в общих очертаниях костюм героини достаточно похож, – но на самом деле представляет не сарафан, а несвойственное крестьянской одежде платье; то же самое можно заметить и о ее обуви – не лаптях, а изящных туфельках.

Однако в облике русской крестьянки Рёрих все-таки сумел передать очень важное единство замысла, составляющее выразительный художественный образ. Это и её безмятежное лицо с ровными и правильными чертами, и величавая поза, и спокойствие в чуть склоненных плечах и неподвижных руках, сложенных на коленях. Так выражаются покой, задумчивость и мечтательная самопогруженность, свойственные, на взгляд автора, русскому национальному характеру.

Особенности творчества А.Рёриха позволяют предположить, что он был скульптором – бронзовщиком. Созданные как сувенирная продукция, его множественные копии классической римской скульптуры отливались им самим. Не случайно он и данную свою работу подписывает как «СКУЛЬПТОР ПО БРОНЗЕ». Здесь, в качестве бронзовщика, Рёрих особенно тщательно передает различные фактуры изображения – гладкую ткань рубашки, волнистые волосы, рисунок вышивки, зернистые бусы, шероховатую кору дерева.

Скульптура является интересным и исключительно редким образцом россики в европейской скульптуре малых форм середины XIX столетия. Произведение подписано по-русски и по-итальянски, выполнено на высоком художественном и техническом уровне, находится в хорошем состоянии сохранности и обладает несомненной художественной ценностью и большой исторической, антикварной и коллекционной значимостью.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться