Бронза, литье, чеканка, коричневая тонировка; монтирование.
Клейма: спереди по краю позема по всей длине – ряд из четырех русских и немецких маркировок в литье – факсимиле подписи скульптора «ЛЪП. Л.ПОЗЕНЪ.1884.» и «SCULP. POSENE.»; марки литейщика «FABR. C.F. WOERFFEL. // SТ. PETERSBURG.».
Размеры: высота – 30,5 см, длина – 77,0 см, ширина – 37,0 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, незначительные потертости на выступающих частях рельефа; царапины на цоколе.
С историко-культурной атрибуционной консультацией старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.
Скульптура кабинетная «НА ВОЛАХ», представляющая развернутую жанровую сцену -малороссийский крестьянский воз с припасами, отправляющийся на ярмарку.
Автор произведения – Леонид Владимирович Позен (1849-1921) скульптор, достигший высокой степени профессионального мастерства и общественного признания. Талант скульптора был признан российской Академией художеств, принявшей его в свои ряды в 1895 г. В своем творчестве, проникнутом духом русского критического реализма и демократическими веяниями, Л.В. Позен уделил большое внимание станковой скульптуре, портретному бюсту и рельефу, осуществил несколько монументальных проектов.
Сюжет представляет отправление молодого крестьянского семейства на ярмарку с припасами на продажу ненастной поздней осенью. С острым вниманием Позен фиксирует мельчайшие детали изображения: типичные физиогномические черты героев, характерные костюмы, рачительно увязанную поклажу.
Зрителю ясна симпатия скульптора к молодой красивой супружеской паре, в изображении которой сквозит авторский лиризм и легкий добродушный юмор.
Данное произведение чрезвычайно важно в биографии Л.В. Позена, да и во всей истории русской скульптуры второй половины ХIХ в.
Работа «На волах» является первой большой «панорамной» композицией скульптора, в которой он обратился к изображению жизни и быта народа с последовательно реалистических позиций, и в то же время – это первое его творение, представленное на широкий суд публики.
Как и большинство камерных работ Позена, данная работа отлита на петербургском камнерезном и бронзолитейном предприятии купца 2-ой гильдии Карла Федоровича Верфеля, основанная в 1842 г. его отцом, Ф.Ф. Верфелем.
С Позеном Верфель имел самый тесный личный контакт, который начался именно с данной модели в 1882 г. В дальнейшем, выкупая у скульптора право тиражирования его произведений прямо на петербургских выставках Товарищества Передвижников, Верфель многие годы систематически отливал произведения Позена, выставлял и продавал их не только в России, но и в Италии, Англии, Германии, Голландии, Америке. Наличие на данном памятнике двойного набора клейм (русских и немецких) свидетельствует именно о таком зарубежном выставочном его предназначении. По выполненной в литье маркировке данная отливка может быть точно датирована 1884 годом.
Модель скульптуры Л.В. Позена «На волах» масштабна и редка в воспроизведении.
Произведение обладает большой художественной, музейной, антикварной и коллекционной ценностью.