(С экспертизой) Скульптура «Крестьянские сани» или «Отправление на базар». Россия, Санкт-Петербург, | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой) Скульптура «Крестьянские сани» или «Отправление на базар». Россия, Санкт-Петербург, модель - Е.А. Лансере, 1870; отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена, начало 1870-х годов.

Описание

Бронза, литье, чеканка, коричневое патинирование.

Клейма: на поземе – факсимиле подписи скульптора «ЛIЪПИЛЪ Е.ЛАНСЕРЕ.», ниже – марка литейщика «ОТЛ. ШОПЕНЪ».

Размеры: 53,2 х 21,5 х 20,5 см.

Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, царапины на цоколе.

Историко-культурная атрибуционная консультация старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.

Автор произведения – известный русский скульптор Евгений Александрович Лансере (1848 – 1886), замечательный мастер сюжетной пластической миниатюры, последователь П.К.Клодта и Н.И.Либериха на их пути к отечественной реалистической скульптуре. Юрист по образованию, Лансере учился пластическому искусству самостоятельно, посещая классы Академии Художеств и мастерские скульпторов, изучал бронзолитейное дело на фабриках парижских бронзовщиков. Более сотни работ, оставшихся итогом недолгого творческого пути Е.А.Лансере, делятся на несколько тематических циклов.

Среди них – этнографические штудии России и Малороссии; сцены мирной и военной жизни Кавказа; экзотика арабского Востока и «сельская» анималистика; исторический, охотничий и спортивный жанр.

По сюжету изображения данная скульптура относится к русской «крестьянской» серии работ Лансере и является одной из первых скульптурных групп мастера. В этом произведении ясно ощутимо начало того пути, на котором Е.А.Лансере достиг выдающихся успехов. Помимо нового образного ряда, сочетающего бытовой и анималистический жанр, «Отправление на базар» привлекает новаторским для русской скульптуры XIX столетия реалистическим подходом к изобразительному мотиву.

Стилистика реализма сквозит в простом, повседневном, взятом с натуры крестьян-ском сюжете, ставшим столь важным для развития русской живописи круга передвижников. Глубоким психологизмом проникнут безмолвный, но выразительный и напряженный дуэт понурившейся в санях молодой крестьянки и косо смотрящего на нее сурового мужика – отца или мужа…

Работа проникнута особой увлеченностью начинающего скульптора подлинными бытовыми реалиями народной жизни. Любовно и точно Лансере воспроизводит ременную и веревочную крестьянскую упряжь – дугу, седелку, гужи, шлейки и хомуты, саму конструкцию русских саней с подвязанной веревками полостью. Мастерство пластики сказы-вается в ювелирной передаче деталей изображения (портретные лица героев, выразительные конские морды, сено и кочан капусты в санях), а также – фактуры различных поверхностей (слоистого дерева розвальней, кожаного тулупа и груботканого армяка, меховой шапки, ворсистого конского крупа).

В списках к «Свидетельству Императорской Академии Художеств о праве на художественную собственность от 22.04. 1893 г.» название этой работы значится как «Крестьянские сани-розвальни, с мужиком и бабою, запряженные парою лошадей».

В каталоги прижизненных выставок Лансере и в первую «Историю русского искусства» (раздел скульптуры, написанный бароном Н.Н.Врангелем) произведение вошло без развернутого комментария, под кратким названием «Крестьянские сани парой»; еще более кратко работа названа в торговых прейскурантах бронзолитейной фирмы

Ф. Шопена – «Traîneau de paysans» («Крестьянские сани», во французском переводе).

Скульптурная группа отлита в крупнейшем российском бронзолитейном «заведении», чуть ли не половину столетия принадлежавшем Феликсу Юлиановичу Шопену. В 1842 году Шопен вступил во владение петербургской мастерской А.Герена, работавшей на

25-й линии Васильевского острова и сотрудничавшей с парижской фирмой Жюльена Шопена, отца Феликса. Вплоть до начала XX века предприятие производило кабинет-ную бронзу, часы и осветительные приборы высокого художественного уровня, выполняя престижные государственные заказы на оформление соборов и императорских дворцов обеих столиц. Свою продукцию фирма Шопена продавала в собственных магазинах на Большой Морской в Петербурге и на Тверской улице в Москве.

Ф.Ю. Шопен выступал непременным участником Художественно-Промышленных выставок в России и за рубежом: сперва как экспонент и призер, а с 1882 года – как член экспертной комиссии по отделу фабричных и ремесленных изделий из металлов.

Одной из первых в России, с 1850-х годов, фабрика приступила к систематическому моделированию и литью декоративной кабинетной пластики, портретной и монументальной скульптуры. Среди отечественных мастеров, чьи модели отливались на бронзолитейном предприятии Шопена, можно назвать Н. Жака, М.А. Чижова, В.П.Крейтана, П.А.Самонова.

Заключив договор о постоянном сотрудничестве с Е.А. Лансере в 1871 году, Шопен пользовался исключительным правом десятилетнего тиражирования всех его работ. В итоге этим бронзовщиком было отлито более 60-ти моделей скульптора (не считая фрагментиро-ванных композиций). Впоследствии права собственности на многие скульптуры Лансере перешли к преемникам и наследникам Ф.Ю.Шопена. Возможно, данный памятник представ-ляет одну из наиболее ранних шопеновских отливок по моделям Е.А.Лансере.

Скульптура воссоздает характерный образ народной русской жизни. Памятник маркирован факсимильной авторской подписью и клеймом литейщика, отличается высоким художественным и техническим уровнем исполнения, находится в хорошем состоянии сохранности и обладает большой коллекционной, художественной и антикварной ценностью.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться