






Бронза, литье, чеканка, темно-коричневая патинировка, монтирование.
Клейма: сзади на скосе позема в выглаженном резерве в литье — подпись скульптора «Л-ЪП. ГРАЧЕВЪ.»; спереди справа — марка литейщика «ЗАВ. К.Ф. ВЕРФЪЛЬ. Ст. ПЕТЕРБУРГЪ».
Размеры: 34,5x30x17 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, потертости патинировки на выступающих частях рельефа; царапины на цоколе подставки.
С историко-культурной атрибуционной консультацией старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Елькова.
Произведение принадлежит авторству Василия Яковлевича Грачева (1831-1905), скульптора-самоучки, пришедшего в искусство из ремесленной среды. Грачев учился у придворного чеканщика В. Андреева, затем работал модельщиком в крупнейших серебряных мастерских Петербурга — у Смирнова, Овчинникова, Сазикова и Хлебникова. Особую известность В.Я. Грачеву принесла его бронзовая пластика, созданная на фабрике К.Ф. Верфеля — около 90 скульптурных групп и отдельных фигур. Грачевская кабинетная скульптура представляет множество самобытных авторских композиций. Выполненные в среднем и малом настольном формате, произведения мастера составили целую галерею колоритных изображений жителей России в ее прошлом и настоящем: от Ивана Грозного и московского стрельца XVII столетия — до петербургского дворцового лакея, современника автора; от сельского почтальона — до бравого казачьего есаула, от мужика-крестьянина с балалайкой — до туркмена-лазутчика, старухи-самоедки или бурятского всадника.
Однако иногда художественным методом Грачева была переработка композиций, тем и сюжетов кабинетной скульптуры авторства Е.А. Лансере, отливавшейся в эксклюзивном порядке на бронзовой фабрике Ф. Шопена, главного верфелевского конкурента. Поэтому в пластике мастера нередко встречаются и те персонажи, которые уже известны по скульптурам Лансере: казаки и кавказские горцы, охотники, русские крестьяне. Так, данная скульптура представляет вариацию одной из самых известных работ Лансере – «Линейный казак с молодой казачкой, оба верхом на коне (женщина в седле, казак на спине у лошади)» 1873 г. Следуя своему обычному методу, Грачев видоизменяет ситуацию: переносит персонажей в более позднюю эпоху и сгущает экзотику мотива: здесь перед нами не терские казаки, а представители одной из народностей Северного Кавказа.
И если работа Лансере реконструировала сцену в реалистическом духе толстовской повести «Казаки» (1860-е гг.), то работа Грачева решается в условно-романтическом ключе. Автор стремится воплотить колоритные образы «диких горцев»: психологическая проза здесь уступает место приключенческому роману в духе Бестужева-Марлинского.
Как и большинство произведений Грачева, данная работа отлита на петербургском камнерезном и бронзолитейном предприятии прусского, а с 1893 г. — российского подданного, купца 2-ой гильдии Карла Федоровича Верфеля.
В 1873 г., с приходом к управлению фабрикой Верфеля-младшего, ее бронзовое производство переключается на литье мелкой кабинетной пластики. К.Ф. Верфель сотрудничает со многими замечательными мастерами бронзовой миниатюры, среди которых — А.Л. Обер, Л.В. Позен, Н.А. Лаверецкий, Р.Р. Бах, П.А. Самонов.
Памятник маркирован факсимильной авторской подписью и клеймом литейщика, выполнен на высоком художественном и техническом уровне, отличается хорошей сохранностью и обладает несомненной художественной, антикварной и коллекционной ценностью.