(С экспертизой. Редкий сервиз старшей дочери императора Николая I Великой княжны Марии Николаевны | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой.  Редкий сервиз старшей дочери императора Николая I  Великой княжны  Марии Николаевны) Пара рюмок с монограммой «МН» под императорской короной. Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод, конец 1840-х - начало 1850-х годов

Описание

Хрусталь прозрачный бесцветный, выдувание, ручное формование выдувной ножки, гравировка, шлифовка, полировка.

Размеры: высота – 12 см, верхний диаметр – 6,5 см.

Рюмки полусферической формы на фасетированной ножке-балясине, поставленной на круглое плоское основание. На шестой грани под великокняжеской короной представлена гравированная монограмма с литерами «МН», которая принадлежит великой княгине Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской, дочери императора Николая I.

С экспертным заключением специалиста в области исторического русского и зарубежного стекла, члена НОЭКСИ Долгих Е.В.

Рюмки, очевидно, входили в сервиз, который принадлежал великой княгине Марии Николаевне (1819 – 1876). Для любимой старшей дочери императора Николая I были созданы: свадебный сервиз «С алым нацветом», парадный Банкетный сервиз с эмалевыми монограммами и сервиз с широкой гранью и готическим шифром на щитке. В музейных и частных собраниях хранятся предметы с монограммой «МН», украшенные ветками плюща, что позволяет предполагать о существовании ещё одного сервиза.

Декоративная композиция рюмок близка к художественному оформлению самого дорогого императорского сервиза «На манер английского с резьбой виноградных листьев» или «Лондонского» (1850).

Выбор растительного мотива в виде листьев плюща, возможно, связан с аналогичными мотивами декора сервиза, созданного для герцога М. Лейхтенбергского (1817- 1852), супруга Марии Николаевны. На предметах собственного сервиза герцога был изображен «меч, обвитый плющом» и девиз: «Honneur et Fidelite» (честь и верность).

Известно также, что изображением веток плюща был декорирован сервиз для Старого Приказного домика в Петергофе (1840-е гг.), который не сохранился.

В конце 1840-х годов в русском искусстве получает развитие стиль «неогрек» или «антик», а мотив плюща ассоциируется с античной тематикой и Дионисийским циклом. Этот период вполне соответствует времени изготовления рюмок из «Сервиза с плющом». Следует принять во внимание, что он мог появиться только до 1852-го года, когда сервиз герцога Лейхтенбергского с изображением меча, перевитого плющом, находился в употреблении.

Рюмки обладают историко-художественной, музейной и антикварной ценностью.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться