(С экспертизой. «Про обиход великого государя») Кубок с изображением цветов и птиц. Россия, Измайлов | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой. «Про обиход великого государя») Кубок с изображением цветов и птиц. <br>Россия, Измайловский завод. Конец ХVII -  начало XVIII века.

Описание

Прозрачное стекло, пурпурное стекло, выдувание, закатка ножки, гравировка матовая, филигрань.

Размеры: высота 19 см, диаметр основания 10 см, диаметр верха 8 см.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.

С экспертным заключением специалиста в области исторического русского и зарубежного стекла, член НОЭКСИ (удостоверение № 003) Долгих Е.В.

Кубок конусовидной формы, на ножке, состоящей из трёх гладких «яблок», поставленных на круглое основание, изготовлен из прозрачного бесцветного тонкостенного стекла, которое называли хрусталём. В массе ножки находятся стеклянные пурпурные «нити» – упрощённый вариант венецианской филиграни. Чаша кубка декорирована неглубоким матовым рисунком с изображением цветков и птиц, который «ковром» покрывает стеклянную поверхность. Верхний и нижний края чаши обрамлены фризами с фестончатым орнаментом и элементами ламбрекена.

Как известно, на стекольный завод в селе Измайлове, построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1664 – 1668 годах, были приглашены иностранные мастера, преимущественно выходцы из Богемии и Саксонии. На протяжении нескольких десятилетий они работали в традициях «фасон де венис», где преобладала пластика декора. Наследием глубоких традиций стекла с острова Мурано является также цветная филигрань или «венецианская нить». Тонкое бесцветное стекло или так называемый «хрусталь» Измайловского завода, изготовленное «про обиход великого государя», было высококачественным, ассортимент – разнообразным. Изделия приобретались для украшения поставцов, где стекло стояло рядом с серебром.

В конце XVII века в русле влияний европейского стиля барокко стекло начинают украшать резьбой (гравировка) и золочением по резьбе.

На царском заводе в селе Измайлове до его закрытия и передачи в Аптекарский приказ в 1711 году , работали «мастера резного дела» – Анц Фридрих (с 1673 г.) и чех Матиас Ульман (с 1680 г.) Не исключено, что кубок, представленный к атрибуционному исследованию, выполнен одним из этих гравёров.

Технологические и художественные особенности кубка выражают эстетику стекла «на измайловский манер», олицетворяя московскую школу стеклоделия, и предвещают новые направления в оформлении отечественный стеклянных изделий.

Кубок относится к очень редким образцам русского стекла, находится в полной сохранности и обладает историко-художественной, музейной и антикварной ценностью.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться