Дерево, лекас, темпера.
Размеры: 31 х 26 х 2,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, утраты, профессиональная реставрация.
Экспертиза Музея им. Андрея Рублёва заведующей отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж.Г. Белик.
На иконе представлен двойной вариант иконографии Воскресения Христова, включающий символическое (Сошествие во ад) и историческое (Восстание Христа из гроба) его изображения, а также ряд дополнительных сцен с событиями, сопровождавшими Воскресение. Такая композиция начала формироваться в русском искусстве в середине – второй половине XVI века и получила большое распространение с XVII столетия. Ее литературной основой послужили апокрифические произведения, в частности, Евангелие от Никодима, перевод полной редакции которого был включен в Четьи Минеи митрополита Макария в XVI веке.
Представленная икона относится к редкому варианту извода, встречающемуся только в небольших пядничных образах. В ее центре размещена сцена Сошествия Христа во ад, из пасти которого Спаситель вытягивает Адама вместе с его гробом, другой рукой указывая на открытые врата рая. Вокруг Христа, изображенного в темной мандорле, размещены фигуры пророков. Среди них слева узнаются цари Давид и Соломон, а также Иоанн Предтеча. Справа от Христа представлено шествие праведников к райским вратам, охраняемым огненным херувимом. Шествие возглавляет Благоразумный разбойник – первый из смертных, сподобившийся рая. Выше размещены врата рая, слева симметрично им изображены горки, а фон вверху заполняют райские кущи.
В нижнем регистре изображен восстающий из гроба Христос, окруженный сиянием, рядом с гробом отваленный круглый камень. В левой руке Христос держит «раздранное надвое рукописание» с грехами, правой благословляет ангела, который под сломанными вратами ада гонит бесов в адскую пасть. Ад изображен слева в виде двулицей красной головы с раскрытыми острозубыми пастями, нижняя заглатывает бесов, а верхняя изрыгает Адама.
На рассматриваемом произведении отсутствуют многие подробности, присутствующие иконам этого извода. Отсутствуют изображения спящих воинов и жен-мироносиц у гроба Спасителя. Мотив шествия праведников в рай присутствующих на иконе иконографических элементов можно найти в ряде пядничных икон XVI-XVII веков, однако точной иконографической аналогии этому произведению нет (ил. 1-4). Главная иконографическая особенность представленной иконы – отсутствие изображения праматери Евы. Это уникальный случай среди многочисленных икон Сошествия во ад. Индивидуальна и трактовка ада в виде двуглавого существа. В то же время мотив изрыгания им из своей пасти праведников (в данном случае Адама с гробом) встречается в целом ряде икон (ил. 1-2). Пример «раздранного» надвое свитка можно найти в иллюстрации 12 кондака Акафиста в росписях церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненных в 1502 году Дионисием. Обращает на себя внимание и размещение сцены Восстания из гроба в нижнем правом углу, что довольно архаично для конца XVII века, поскольку с середины столетия она помещалась прямо над сценой
Сошествия во ад.
Художественные особенности иконы указывают на ее происхождение из северных земель. Вероятно, она была выполнена в народной среде, со свойственными ее культуре архаизмом и упрощенным пониманием иконописного образа. Рисунок фигур и палат, контурная передача драпировок на иконе упрощены, моделировка одежд очень слабо выражена. В то же время присутствует интерес к орнаменту, что характерно для народной
среды.
Цветовая гамма иконы довольно скупая, с преобладанием неярких землистых красок
– охристых, красноватых, коричневых тонов с небольшим вкраплением голубого и белого.
По характеру рисунка, колориту, живописной трактовке ликов данному произведению близки иконы, происходящие из Карелии. Следует отметить наличие теплой красноватой • подложки под верхним слоем охрения, которая в свою очередь лежит на оливковом санкире. По красноватому подкладочному слою положены белильные высветления, у некоторых персонажей около глаз нанесена сетка мелких изогнутых белильных движков, белилами очерчены брови, нос, подглазные впадины. Схожую трактовку ликов можно найти в некоторых иконах, созданных в Обонежье во второй половине – конце XVII века.
Икона имеет историко-культурное, художественное и музейное значение.