Дерево (липа) с ковчегом, левкас, темпера.
Размеры: 26,5х30,5х3,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, утрата нижней шпонки, незначительные коробления доски, гвоздевые отверстия, потертости, царапины, вмятины от шляпок гвоздей, утраты древесины на валике, утраты левкаса, вставки поновительского левкаса с реконструкцией живописи. Фон, нимб, поля, омофор, верхняя часть лика и правая рука святителя, руки и часть нимба Богоматери – под слоем записи.
С экспертным заключением эксперта Министерства культуры РФ по культурным ценностям О.С. Никольской и искусствоведа К.А. Фарафоновой.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ города Миры Ликийские (современный г. Демре, Турция) – один из наиболее известных святых христианского мира. Святитель был участником Первого Вселенского собора (325 год), прославился многочисленными прижизненными и посмертными чудесами. Память святого празднуется три раза в год: 9/21 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 6/19 декабря (преставление), 29 июля / 11 августа (Рождество святителя).
Иконография святителя Николая достаточно разнообразна, данный образ относится к одному из самых распространенных в русском искусстве вариантов: святой изображен фронтально по пояс, правая рука в благословляющем двуперстном жесте, в левой закрытое Евангелие. По сторонам от святителя Николая изображены Спаситель с Евангелием и Богоматерь с архиерейским омофором в руках, иллюстрирующие так называемое «Никейское чудо», произошедшее во время Первого Вселенского собора. Спаситель и Богоматерь изображены в полный рост, восседающими на облаках – этот вариант получил распространение в памятниках конца ХVП-начала XVIII века.
На иконе присутствует достаточно редкая деталь – оформление крышки Евангелия с тронных изображением Христа в зубчатой короне в иконографии Царя царей. Традиция изображения сюжетных композиций на Евангелии, выполненных черневым рисунком, появляется в последней четверти XVII века и встречается в работах мастеров Оружейной палаты, позднее эта схема получила популярность и в регионах. Чаще Евангелие украшалось изображением Распятия, иногда с четырьмя евангелистами. Вероятно, декор Евангелия с образом Христа Царя царей был обусловлен популярностью этой иконографии на рубеже XVII-XVIII веков. В манере письма заметно формальное использование приемов живоподобия, в том упрощенном варианте, который бьш усвоен в провинциальных мастерских в первой половине – середине XVIII века и существовал до конца столетия. Некоторая наивность образа святого, изображенного с большой округлой головой, широким лбом, крупным носом и детским взглядом больших глаз, выдают руку регионального, скорее всего северного мастера, и сближают образ с народной иконой.
Икона «Святитель Николай Чудотворец» имеет историко-культурное, художественное и коллекционное значение.