(С экспертизой) Икона «Девять мучеников Кизических с избранными святыми» в серебряном окладе. Росси | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой) Икона «Девять мучеников Кизических с избранными святыми» в серебряном  окладе.<br> Россия, Москва, первая половина XVIII века.

Описание

Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, золочение.

Размеры: 46 х 40 х 3,3 см (в окладе), 45,8 х 39,3 х 3 см (без оклада).

Клейма: «Двуглавый орел», «СА» – год клеймения(?), «АМ» – мастера.

Сохранность: в хорошей сохранности, следы бытования, основа без ковчега, с двумя врезными торцевыми шпонками. Лицевая сторона: утрата левкаса до доски вверху справа на изображении архитектуры. Гвоздевые отверстия по периметру полей от крепления оклада и около нимбов избранных святых от крепления венцов. Утраты красочного слоя по поверхности, с приписями и тонировками на личном. Незначительные тонировки и реконструкции на одежде, облаках, фоне. Рисунок картушей на полях в значительной степени реконструирован, надписи в них сохранились фрагментарно. Оклад. Утрата металла на верхнем борте. Незначительная деформация и разрывы металла на бортах.

Экспертиза ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» научного сотрудника отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Никольской О.С.

Святые мученики Феогнид, Руф, Антипапр, Магн, Феодот, Феостих, Фавмасий, Артема и Филимон приняли мученическую кончину в городе Кизике в Малой Азии в 286-299 годах за исповедание и проповедь христианства. Святые считались целителями, к ним обращались с молитвой при заболевании лихорадкой, параличе и бесновании.

В России почитание Кизических мучеников получило распространение после того как в 1645 году из Палестины в Москву были доставлены частицы их мощей – дар Кизического митрополита. Тогда же стали появляться иконы святых. Леонтий Бунин выполнил гравюру с изображением девяти мучеников Кизических, где на полях разместил клейма с текстами виршей, посвященных каждому из них.

Гравюра стала иконографическим образцом для икон на этот сюжет, с нее также выполнялись образцы-прориси.

Композиция представленной иконы восходит к гравюре Леонтия Бунина. Мученики представлены на фоне храма с перспективным порталом, в их руках орудия страданий. Над храмом в облаках представлен Христос, благословляющий святых обеими руками и венчающий их венцами мученичества.

В композицию иконы включены дополнительные изображения святителя Феодора Эдесского, мученика Конона Градаря (Огородника) и священномученика Харлампия Магнезийского. Их образы свидетельствуют об исполнении иконы по особому заказу.

Колорит выглядит сумрачным из-за слоя потемневшей олифы, но под ним просматривается достаточно яркая, контрастная красочная палитра, в которой присутствуют различные оттенки красного, синего, голубого и золото. В подобном колористическом решении заметно влияние стиля барокко, которое в региональной живописи наблюдается до конца XVIII века. Икону обрамляет серебряная рама, украшенная рельефным узором из тонких спиралевидно закручивающихся стеблей со стилизованными акантовыми листьями. На планках рамы девять овальных прорезей для картушей с текстами. В верхней части рамы выделяется фигурный полукруглый сегмент, рельефное изображение на котором повторяет иконописную композицию с благословляющим Христом, в нем воспроизводятся клубящиеся облака с нисходящими на головы святые венцами. Для фигуры Христа оставлена прорезь.

Икона и ее оклад представляют единый стилистический ансамбль, имеющий историко-культурное, художественное и музейное значение.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться