(С экспертизой. ИФЗ). Парные вазы с воспроизведениями картин Д. Тенирса Младшего «Крестьяне в кабачк | Аукционный дом Альтерс
(С экспертизой. ИФЗ). Парные вазы с воспроизведениями картин Д. Тенирса Младшего «Крестьяне в кабачке». <br>Россия, Императорский фарфоровый завод, скульптор Ф. Давиньон (F. Davignon), Орнаменталист Д.-И. Моро (D.-J. Moreau), конец 1820-1830-е гг.

Описание

Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, монтировка.

Марки: в массе на основании «L».

Размеры: высота 42,5 см, основания 12х12 см.

Состояние: в хорошей сохранности, потертости позолоты, профессиональная реставрация, незначительные следы бытования.

С историко-искусствоведческим исследованием доктора искусствоведения Е.С. Хмельницкой.

Вазы с ручками в виде голов купидонов с крыльями и воспроизведениями картин Д. Тенирса Младшего «Крестьяне в кабачке» на фарфоровых основаниях, расписанных под малахит, принадлежат к уникальным произведениям Императорского фарфорового завода, исполненных в 1820-1830-е гг., и являются одними из первых показательных образцов знаменитых парадных интерьерных ваз, вошедших в золотой фонд русского фарфора.

История изготовления больших фарфоровых ваз начинается со времени правления Александра I. При создании первых русских ваз специально обращались к проектам зарекомендовавших себя европейских мастеров. С одной стороны, в этом выражалось восхищение произведениями ампира, а с другой – демонстрировались собственные технико-художественные достижения. Новые типы ваз создавались под руководством французского мастера Фердинанда Давиньона (F. Davignon), приглашенного с Севрской мануфактуры в 1815 г.

Составные ручки в виде маскаронов, пальметт и завитков аканта с розеттами выражали тенденции классицизма. Виртуозностью исполнения отличаются работы художника-орнаменталиста и позолотчика Дени-Иосифа Моро (D.-J. Moreau;? – 1830), который исполнял изысканный золоченый декор в подражание бронзе на ранних вазах Императорского фарфорового завода, к числу которых относятся и вазы с ручками в виде голов купидонов с крьшьями и воспроизведениями картин Д. Тенирса Младшего «Крестьяне в кабачке» на фарфоровых основаниях, расписанных под малахит.

Пристальное внимание на Императорском фарфоровом заводе отводилось исполнению объемных ручек в виде герм, кариатид, маскаронов, лотосов, амуров, сфинксов, девушек в античных одеждах и проч. С конца 1810-х гг. на Императорском фарфоровом заводе выпускались весьма популярные амфорообразные вазы с ручками в виде голов купидонов с крыльями, как и на вазах с ручками в виде голов купидонов с крыльями и воспроизведениями картин Д. Тенирса Младшего «Крестьяне в кабачке» на фарфоровых основаниях, расписанных под малахит.

В этот период Императорский фарфоровый завод достигает небывалого размаха производства. Профессиональные мастера, базируясь на отлаженном технологическом цикле, доводят до совершенства и художественный уровень изделий. Впечатляет масштаб изготавливаемых в это время крупных вещей, особенно ваз для убранства парадных залов царских резиденций. Администрация завода уделяла большое внимание профессиональной подготовке и творческому развитию собственных кадров. Именно поэтому, на вазах, представленных к экспертизе, виден усложненный золоченый декор на ножке и гузке. Тонко смоделированный пластический декор сплошь покрывался позолотой, как видно на представленных вазах.

Как показывают примеры, большие парадные вазы, как правило, изготавливались парами. Их исполнение требовало не только отточенного мастерства, но и хорошего вкуса и незаурядных талантов специалистов. В качестве основных изображений на таких изделиях исполнялись различные росписи: бытовые сцены, ландшафты, марины. Парность ваз определялась не только идентичной формой, орнаментикой и скульптурным решением ручек, но и единством жанра «картинок».

Великолепные «картины» на фарфоровых вазах представляют европейский уровень петербургской школы живописи по фарфору, которая своим процветанием была обязана талантливым живописцам петербургского производства. Интересующие нас вазы расписаны по картинам Д. Тенирса Младшего и его серии «Крестьяне в кабачке» (фламандские развлечения).

Картины (литографии) и их фрагменты Д. Тенирса Младшего служили первоисточниками для росписи фарфоровых изделий.

Выбор популярных сюжетов из серии «фламандские развлечения» кисти Д. Тенирса Младшего для воспроизведения на фарфоровых вазах в XIX в. не случаен. Давид Тенирс Младший (1610-1690) принадлежит к числу крупнейших фламандских мастеров XVII века, наряду с Рубенсом, Ван Дейком, Иордансом, Снейдерсом. Знатоки и коллекционеры всегда признавали замечательное колористическое мастерство и талант мастера динамичных композиций Д. Тенирса Младшего. Александр Бенуа называет его имя среди «величайших». Особенно привлекательными картины Тенирса делает его дар рассказчика. Перед нами проходят превосходные типы музыкантов, курильщиков, ловеласов и гуляк. Зритель может оценить всю изобретательность Тенирса в разнообразии их жестов, поворотов, поз, что в полной мере отражено на его картинах, послуживших источниками для росписи парных ваз Императорского фарфорового завода.

Фарфоровые вазы с копийной живописью особо ценились и предназначались членам императорской семьи, приближенным ко Двору и заслуженным деятелям.

Интерьерные вазы неизменно экспонировались на крупных всероссийских и международных выставках. Обозреватели отечественных и зарубежных выставок особое внимание акцентировали на вазах петербургского производства с великолепными копиями картин старых мастеров.

В частном быту российских императоров, а точнее в их дворцовом обиходе, большим вазам из фарфора по праву отводились самые почетные места в интерьерах. Они располагались на каминах, консолях, столах или покоились на специальных постаментах (тумбах) в центре или по углам залов, по сторонам дверей, в оконных простенках или прямо напротив окон, а также фланкировали подножия парадных лестниц.

Настоящий фарфор всегда имеет «хорошую родословную»: историко-­

культурные связи, источники, сложную предысторию. Это положение в полной

мере относится к данным вазам. Богато украшенные парные вазы с

ручками в виде голов купидонов с крыльями и воспроизведениями картин Д. Тенирса Младшего «Крестьяне в кабачке» на фарфоровых основаниях, расписанных под малахит, являются эффектным образцом убранства парадных дворцовых интерьеров и представляет большую историко-культурную ценность.

Работа Д. Тенирса Младшего из той же серии есть в коллекции Государственного Эрмитажа.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться