Бронза, литье, золочение, чеканка, ртутное золочение; хрусталь прозрачный бесцветный, прозрачный кобальтовый, выдувание, дублирование, гранение, шлифовка, полировка.
Клейма: на внутренней стороне бронзового обода под нижней тарелью выбита маркировка фабрики «СТ»; на многих деталях – фабричная индексация изделия «№6».
Размеры: 61,2 х 28,5 х 28,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, микросколы, трещинка на одной чаше, точечные пятна патины на бронзе.
Экспертное заключение специалиста в области исторического русского и зарубежного стекла, члена НОЭКСИ (удостоверение №003) Е.В. Долгих.
Экспертное заключение старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ Е.Ю. Ельковой.
Бронзовая арматура, поддерживающая три яруса хрустальных тарелей вазы, выполнена в петербургском заведении Карла Иоганна Тегельштейна (Car Johann Tegelsten, 1798-1852). Уроженец Финляндии, учившийся в Петербурге, в 1833 г. он вошел мастером в городской цех золотых и серебряных дел. Через Английский магазин Тегельштейн исполнял серебряные и бронзовые изделия высшего ценового уровня, включая комплексные императорские заказы на обстановку и утварь строящихся в Петербурге соборов, великокняжеских дворцов и новых императорских яхт, а также на приданое великих княжон – дочерей Николая I. Так, например, в 1837 г. на бронзолитейной линии фабрики были отлиты семь огромных 112-свечных люстр для Петровского и пять – для Концертного залов недавно горевшего Зимнего дворца, а в 1845-м – люстры знаменитого Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве.
Именно бронзолитейное заведение Тегельштейна дополняло золоченой бронзовой арматурой дворцовую продукцию основных Императорских мануфактур – Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабрик: большие напольные торшеры и вазы из лазурита, малахита, яшмы и орлеца. Такими же бронзовыми оправами фабрика оформляла изделия Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Характерный тому пример – данное произведение, выполненное фабрикой Тегельштейна совместно с Императорским стеклянным заводом.
Ваза-геридон маркирована инициалами мастера СТ (Carl Tegelstein), которые он обычно использовал в наборе клейм серебряных изделий мастерской; позднее, в 1840-е годы., крупные отливки фабрики
маркировались полным именем владельца TEGELSTEN. Почти все бронзовые детали вазы, монтируемые на центральный стержень, имеют также выбитый фабричный номер изделия.
Произведение дворцового уровня, ваза-геридон вероятнее всего была выполнена Тегельштейном через Английский магазин Никольса и Плинке по императорскому заказу для одной из царских резиденций. По технике художественной обработки стекла она близка к Пригородному Гранному и к Готическому сервизам ИСЗ 1830-х годов и, возможно, входила в эти или в аналогичные сервизные наборы – однозначно указывают на императорскую
принадлежность предмета гербовые двуглавые орлы на основании подставки. Дельфины – также вполне «монархический» мотив, пришедший из французской бронзы конца 1810-х – 1820-х годы., времени Реставрации Бурбонов, когда этот образец маркировки серебряных изделий фабрики образ использовался в коннотации с дофином – легитимным наследником королевского престола.
Ваза-геридон является особо редким образцом дворцовой утвари высшего художественного и технического уровня исполнения, маркирован исполнителем, отличается хорошей сохранностью и обладает исключительной исторической, музейной, художественной и коллекционной ценностью.