Смальта, микромозаика, латунь.
Размеры: длина – 4.3 см, ширина – 3.5 см.
Вес: 28 грамм.
Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, потертости.
Аналогичные броши хранятся в собрании Государственного Эрмитажа.
Брошь с миниатюрной мозаикой, изображающей английского водяного спаниеля — исчезнувшей породы собак. Последних представителей видели в 1930 году. Согласно источникам, у английских водяных спаниелей была белая кудрявая шерсть, которая обладала водонепроницаемыми свойствами. Английский водяной спаниель умел прекрасно нырять, и потому его использовали для охоты на водоплавающих птиц. Водяные собаки пользовались большой популярностью среди охотников.
Римская микромозаика возникла в мастерских Ватикана в XVII веке. Отличительной особенностью микромозаики является то, что элементы обычно имеют продолговатую, а не квадратную форму.
К XIX веку римская мозаика достигла такого уровня и технической возможности, что некоторые изделия можно рассматривать с сильной лупой или под микроскопом, и только так разглядеть мельчайшие «тессеры» — кирпичики, из которых составлялось изображение. Со временем их форма была усовершенствована так, что тессеры стали выглядеть почти как мазки кисти: смальту разных оттенков мастера смешивали вместе, а потом растопив в печи до жидкого состояния, вытягивали с помощью пинцета любой толщины и длины. Смальтовые нити остужали, после чего их разрезали на крошечные «кирпичики».
Пик популярности римской мозаики пришёлся на середину XIX века, когда Рим был центром производства. В лучших работах может быть от 3000 до 5000 элементов на квадратный дюйм.