(Редкость) Скульптура «Русский Богатырь». Россия, Санкт-Петербург; литье фирмы художественной бронзы | Аукционный дом Альтерс
(Редкость) Скульптура «Русский Богатырь». Россия, Санкт-Петербург; литье фирмы художественной бронзы «Преемники А. Марана»;  после 1904.<br>

Описание

Бронза, литье, чеканка. Подставка: дерево, окрас.

Марка: на левом торце подставки в литье – маркировка литейщика курсивом «А. МОРАНЪ ПР.»; на камне позема, у левой ноги богатыря, выгравировано слово «JUTTA».

Размеры: высота – 17 см, длина – 16,2 см, ширина – 8,8 см.

Состояние: в хорошей сохранности, следы бытования, окисления в углублениях рельефа; пятно темной патины на плече фигу­ры; точечные пятна патины и мелкие царапины, подставка из дерева.

С историко-культурной атрибуционной консультацией старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения Е.Ю. Ельковой.

Скульптура, представляющая аллегорическую композицию с фигурой мощного русского воина в кольчуге поверх расшитой рубахи, в узорчатых сапогах, в наручах и шлеме-шишаке с украшениями. Сидя на выступе скалы и попирая отсеченное крыло дракона, витязь отвел назад правую руку с обнаженным мечом и тянется левой к карабкающейся по его колену обезьяне. Рядом – богатырский щит, прикрывающий робкого кролика.

Уникальный памятник отечественного бронзового литья неординарного жанра – скульптурная аллегория политических событий в России начала ХХ столетия.

В виде условных аллегорических образов композиция представляет начало военных действий Русско-японской войны 1904–1905 гг. Могучий древнерусский витязь с гербовым двуглавым орлом на шлеме символизирует Россию, величаво и спокойно восседающую на нерушимой скале. Враг ее – мал и ничтожен: это злая обезьяна в военном френче и кепи; в европейской политической карикатуре конца XIX в. так традиционно изображалась милитаристическая Япония. Третий, незаметный персонаж сцены – робкий кролик, сжавшийся комочком под русским щитом – аллегория Кореи, оказавшейся яблоком раздора в военном конфликте. Отрубленное крыло дракона у ног воина – знак первых успехов русского оружия, обещавших скорую и окончательную победу над японским агрессором.

Скульптура несет маркировку бронзолитейного заведения, основанного французским уроженцем Адольфом Петровичем Мараном в 1849 г. в Петербурге. Приобретенные им в 1857 г. мощности образцового гальванопластического завода герцога Лейхтенбергского позволили ввести на предприятии передовой механический метод литья. Производство Марана превосходило объемами все прочие заведения в этой отрасли. В 1892 г. Адольф Маран продал свой завод братьям Гоне, а от тех предприятие в 1907-м перешло к Эдуарду Петровичу Гакеру. Все эти годы, вплоть до революции, имя Марана сохранялось в клеймах и в названии фабрики с добавлением сокращения «ПР[ЕЕМНИКИ]». Именно в это время на предприятии отливалась и данная модель. Количество ее отливок ограничивалось самым малым тиражом.

Произведение является интересным и уникальным. Работа имеет несомненную историческую, музейную и художественную ценность, обладает большой антикварной и коллек­ционной значимостью.

Существуют альтернативные трактовки представленного в скульптуре образа, высказанные рядом известных специалистов в области русской визуальной пропаганды начала XX века, связывающие данный предмет с именем Августы Шарлотты Ютты Мекленбург-Стрелицкой – с 1899 года кронпринцессы, а с 1921 года королевы Черногории в изгнании.

Так ряд аллегорических образов, присутствующих в композиции, находят параллели в русском батальном лубке периода Первой мировой войны и других произведениях печатной графики. Это и богатырь, как персонификация России, побеждающий крылатого змея (аллегория врагов России в Первой мировой войне), и монархи центральных держав, изображаемые в виде животных (головной убор обезьяны напоминает полевое кепи солдат австро-венгерской армии, в котором на сатирических лубках часто представал император Франц Иосиф).

Не случайным представляется образ скалы, на которой восседает богатырь, что может служить отсылкой к Черногории – давней союзнице России на Балканах, чей правящий дом Негошей связывали с русской императорской семьёй родственные связи. Дочери черногорского князя Николы Милица и Анастасия были жёнами великих князей Петра Николаевича и Николая Николаевича. Вероятно и животное (кролик (?)) закрытое щитом русского богатыря, символизирует маленькую Черногорию, которой угрожает крылатый змей (Германия) и обезьяна (Австро-Венгрия).

В 1899 году женой наследного принца Черногории Данилы Негоша (брат Милицы и Анастасии) стала Ютта Мекленбург-Стрелицкая, принявшая православие с именем Милица. На церемонии присутствовал и вёл невесту к алтарю великий князь Константин Константинович, упомянувший в разговоре с Юттой, что ей не придётся отрекаться от прежней веры и что её присоединение состоится по тому же обряду, по которому православное вероисповедание приняла императрица Александра Фёдоровна, чей супруг Николай II выделил Ютте солидную денежную сумму в качестве приданного. Сама Ютта была связана с российским императорским домом через своего двоюродного деда герцога Георга-Августа, который был женат на внучке Павла I великой княгине Екатерине Михайловне.

Когда в январе 1916 года Ютта была вынуждена покинуть оккупированную Черногорию, обеспокоенность её судьбой в переписке с мужем высказывает Александра Фёдоровна, называя её именно данным при рождении именем.

Таким образом, выгравированное на скале имя Jutta (Ютта) не кажется случайным, и может быть соотнесено с черногорской кронпринцессой Юттой (Милицей) Мекленбург-Стрелицкой. Сама скульптура, вероятно, служила подарком ей от одного из представителей Дома Романовых (как от золовок Милицы и Анастасии, так и от императора Николая II и его супруги, которую с черногорскими княжнами связывали близкие дружеские отношения).

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться