Стекло прозрачное бесцветное, выдувание, роспись полихромной эмалью и золотом, стеклянные капли-налепы.
Размеры: 7,4 х 5,2 х 3,2 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, два небольших скола, локальные утраты капелек.
Экспертное заключение специалиста в области исторического русского и зарубежного стекла, члена НОЭКСИ Долгих Е.В.
Авторский эскиз чарки, исполненный И.А. Монигетти, хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
Форма чарки и ее художественное решение свидетельствуют, что
появление этого предмета связано с направлением в отечественном искусстве ХХ века, названным «русский стиль», которое развивалось в контексте эпохи историзма. Обращение к глубоким национальным традициям, восходящим к культуре Древней Руси, проявлялось в различных видах творческой деятельности и многообразных вариантах на протяжении всего XIX столетия.
В отечественном стеклоделии первые предметы, созданные в духе средневекового искусства, появляются в 1860-х годах только на Императорском стеклянном заводе – частные производства почти не проявили интереса к «русскому стилю», за исключением Дятьковского и Гусевского заводов Мальцовых в 1880-1890-е годы. Для выполнения образцов в «русском вкусе», предназначенных к демонстрации на Всемирной Выставке 1862 года (Лондон), администрация ИСЗ обратилась к уважаемому петербургскому архитектору И.А. Монигетти (1819
– 1878), который стал автором знаменитого «Византийского» сервиза, ныне известного только по сохранившимся эскизам. Многочисленные сервизные формы напоминали, нередко весьма отдалённо, древнерусские сосуды для питья – сулеи, кувшины, чарки. В декоре предметов преобладал наиболее древний стилизованный геометрический орнамент в виде таких типичных элементов, как треугольники, «стрелки», кресты, крины. Яркую декоративную роль в росписи сервиза играют узорные бордюры, золотые фризы, напоминающие металлическую оправу, а также включение цветных «капель», уподобленных вкраплению самоцветов. После международного успеха «Византийского» сервиза И.А. Монигетти не оставляет «русскую» тему. В его образцах для изготовления стекла на ИСЗ «в русском вкусе» нередко повторяется уже известный набор орнаментальных элементов.
Данная чарка является выдающимся памятником художественного стекла эпохи историзма, создание которого связано с именем академика Монигетти, и обладает бесспорным историко-художественным, музейным и антикварным значением.