Гипс, лепка, тонировка.
Клейма: «ХУДОЖ. ОТЛИВКА / Д.М. БРОИДО СПБ», подпись автора (факсимиле) – «ГИНЦБУРГ // 1906 г.».
Размеры: 41,5 х 33,5 х 20,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, трещинки, тонировки.
Бройдо Давид Маркович (1876 – 1949) – русский и советский скульптор, один из ведущих отечественных скульпторов-форматоров первой половины XX века, педагог. Возглавляемая им мастерская художественных отливок в 1912 году по заказу Академии Художеств делала гипсовые слепки с фигур надгробий некрополя XVIII века Александро-Невской Лавры. Автор учебного пособия «Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры» (Л.-М., 1937), которое до сих пор признаётся лучшим пособием по специальности на русском языке. Создатель ленинградской школы формовки. На протяжении долгих лет сотрудничал с И.С. Золотаревским в созданных им художественно-репродукционных мастерских Главнауки и, по словам Золотаревского, поднял качество массового репродуцирования на небывалую высоту. В числе работ Бройдо – формы с шедевров Государственного Эрмитажа и Русского музея.
Автор композиции – русский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург (1859-1939), родившийся в Литве, в мещанской еврейской семье, не обращавшей внимания на ранние проявления его одаренности. Однако с 11 лет мальчик был взят под покровительство М.М. Антокольским, уви-девшим в его бесперспективной жизни свое прошлое, благодаря чему Гинцбург смог получить правильное начальное образование, посетить Европу, поступить в Академию Художеств. Окончив ее скульптурное отделение у профессоров фон Бока, Лаверецкого и Подозерова, молодой скульптор порвал с академической школой и пошел по стопам Антокольского, стал отстаивать реалистическое направление в русской скульптуре.
Оказавшись, благодаря покровительству Антокольского и Стасова, в самом центре художественной и культурной жизни российской столицы, Гинцбург узнал и получил возможность портретировать многих замечательных своих современников: композитора Глазунова, писателей Григоровича и Гаршина, поэта Надсона, художников Крамского и Ге, химиков Бутлерова и Менделеева, философа Владимира Соловьева и наконец – самого Льва Толстого. Гинцбург выполнял замечательные портретные бюсты, создал свой особый жанр портретной статуэтки, работал в области монументальной и мемориальной портретной статуи.
Данное произведение – «Мальчик, собирающийся купаться» – хронологически открывает тематический ряд композиций Гинцбурга, проходящих красной нитью через его раннее творчество и посвященных изображению детей: мальчишек восьми-двенадцати лет, проказничающих школьников, играющих малышей, семейных любимцев, которых купают, кормят, лечат, иногда наказывают, которым рассказывают сказки… Это станковые работы «Юный скульптор», «Мальчик-музыкант», «Маленький эквилибрист», группы «Масло жмут» и «В бане», фигурки «Лентяй», «Зевает», «Подсказывает» и многие другие, всего около 35 композиций.
Детские изображения Ильи Гинцбурга создавались в новой системе координат реалистической скульптуры. Они позиционируются на границе детского бытового психологического жанра и углубленной, новаторской пластической штудии, а главное – закономерны в развитии русской скульптуры. Эта серия детских этюдов Гинцбурга продолжает ряд известных, иногда этапных художественных произведений мастеров всего XIX столетия, ставших художественным прорывом и для самого автора, и для русской скульптурной школы в целом. Так, скульптор Ставассер за свое произведение в детском жанре получил золотую академическую медаль, Пименов и Иванов – звание академика, работы Каменского и Лаверецкого многократно упоминались в прессе, а цикл Матвеева стал непревзойденной классикой русского искусства начала XX века. Это «Ювенильное море» молодых образов (свойственное и русской литературе) – реальное свидетельство молодости русской культуры в ряду европейских и мировых культур.
«Мальчик, собирающийся купаться» Гинцбурга достойно вписывается в этот ряд и не уступает предшествующим произведениям ни в значимости, ни в художественном качестве.
Работу отличает безукоризненно продуманный и выстроенный сложный пластический мотив форсированного контрапоста, и одновременно – непосредственно подсмотренная, полная жизни, натуральная и естественная поза маленькой модели, заданная обычной жизненной ситуацией. Реализм мотива и его трактовки сказывается в напряженном мышечном усилии сжатых или, наоборот, растянутых мышц фигурки персонажа, в его забавной мордашке с уморительным выражением старательного напряжения, страха и предвкушаемого удовольствия.
Первая работа молодого скульптора стала и самой популярной в своем жанре.