(Наполеоника. С экспертизой.) Полуметровая кружка с барельефом «Наполеон в битве под Аустерлицем». Г | Аукционный дом Альтерс
(Наполеоника. С экспертизой.) Полуметровая кружка с барельефом «Наполеон в битве под Аустерлицем». Германия, Ханау (Hanau),  мастер Жан Л. Шлинглофф (Jean L. Schlingloff), 1907-1921 годы.

Описание

Серебро, литье, чеканка, гравировка, штамп, золочение.

Клейма: 800 пробы с короной и полумесяцем (национальное клеймо Германии с 1888 г.), мастера – «JLS».

Размеры: Высота – 52 см, диаметр корпуса – 15 см, ширина с ручкой 24 см. Вес – 2994 г.

Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, потертости.

Экспертное заключение ведущего научного сотрудника сектора зарубежного художественного металла музеев Московского Кремля А.Г. Кудрявцевой.

Кружка с многофигурной композицией на корпусе с крышкой на шарнире увенчана литой фигурой. Клейма, присутствующие на изделии, позволяют атрибутировать стопу как произведение мастера из Ганау Жана Л. Шлинглоффа (Jean L. Schlingloff) в период с 1907 по 1930 год. Данный комплект, вид и порядок размещения клейм является обязательным для своего времени.

Временные рамки атрибуции объясняются тем, что мастер Жан Л. Шлинглофф до 1907 года сотрудничал с фирмой «Нересаймер и сыновья» («Neresheimer & Sühne») – одной из ведущих фирм Ганау, основанной в 1893 году как партнерство Августа и Людвига Нересаймеров и Ж.Л. Шлинглоффа. Фирма явилась ярким представителем направления, которое характеризуется копированием типов и форм исторических стилей и которое определило уникальное место Ганау среди центров серебряного дела Германии конца XIX – начала XX веков, обеспечив серебряникам этого города всемирную известность. Эта особенность школы Ганау стала причиной того, что зачастую изделия ее мастеров принимают за произведения ранних эпох. Подобно лучшим мастерам Ганау, ювелиры этой фирмы создавали произведения в стиле «историзм»: работали над воспроизведением «старого серебра», воссоздавали формы и декоративные приемы, а также изобразительные мотивы старинных образцов. Фирма, с 1903 года сменившая название на «Нересаймер и Ко» («Neresheimer & Co»), специализировалась на изготовлении таких сложных предметов, как кубки-корабли, стопы, кубки-наутилусы и кубки с корпусом из кокосового ореха. В одной из статей журнала, посвященного производству ювелирных и серебряных изделий, фирма «Нересаймер и Ко» удостоилась лестного отзыва: «Ничто (из увиденного) не было слишком мало или слишком крупно, все было воспроизведено с тщательностью и скрупулезностью, заслуживающими настоящей похвалы». (‘Nothing was too small or too large, everything being copied with a care and minuteness which were indeed creditable.» – John Culme, The Directory of Gold-and Silversmiths, Jewellers & Allied Trade, Vol. 1 Woodbrige, 1987, p.335 ff.).

В 1907 году мастер Жан Л. Шлинглофф основал в Ганау собственную фирму, существовавшую до 1930 г. Произведения Шлинглоффа отличает высокое качество исполнения. Как и в фирме «Нересаймер и Ко», Шлинглофф продолжал работать в стиле «историзм», воспроизводя формы и типы декора различных эпох, преимущественно XVI-XVII веков – времени расцвета немецкого серебряного дела. Обратившись к образцам исторических стилей и сохранив приемы ручной доводки и монтировки предметов, Жан Л. Шлинглофф превратил свои изделия во всемирно признанную продукцию, каждый образец которой сегодня вызывает музейный и коллекционный интерес. «Что касается столовых вилок с фигурными или гербовыми ручками, рекомендуем Жана Л. Шлинглоффа из Ганау», – сообщает «Журнал златокузнечного искусства» («Journal der Goldschmiedekunst», т. 29, Лейпциг, 1908).

Исторической основой для создания стопы послужил стиль немецкого барокко XVII века.

Выполненная в высоком рельефе с последующей прочеканкой многофигурная композиция, повторяющаяся на обеих плакетках, восходит к картине французского живописца, придворного художника Наполеона Бонапарта, Франсуа Жерара «Наполеон в битве под Аустерлицем». Живописное произведение было исполнено в 1808 году по заказу Наполеона и помещено в Галерее битв Версальского дворца, где и находится в настоящее время.

Наполеон представлен в правой части композиции в военном мундире и двуугольной шляпе, верхом на коне. Император изображен в профиль, обращенным влево, по направлению к генералу Раппу. В оригинале жест генерала направлен в сторону плененного русского князя Репнина. Однако в работе немецкого мастера эта сюжетная линия оказывается «за кадром», и жест воспринимается как провозглашение победы и указание на поверженных к ногам императора врагов. На переднем плане, на поле сражения лежат раненные и убитые воины русской и австрийской армии, один из которых опирается на лафет артиллерийского орудия. Наполеона окружают генералы Бертье (Berthier), Бессьер (Bessières), Дюрок (Дигос) и другие военные из его штаба.

Возможным поводом для заказа столь масштабной серебряной стопы могли стать годовщина Аустерлицкого сражения или столетие смерти Наполеона.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться