Стекло, матирование, роспись золотом.
Размеры: высота 12 см, диаметр основания 5 см, диаметр верха 7 см.
Состояние: в хорошей сохранности, 2 небольших скола на основании и два сверху, потертости позолоты, незначительные следы бытования. С вензелем «ЕМ».
Эскиз Ипполита Антоновича Монигетти к аналогичному бокалу находится в собрании Государственного Эрмитажа.
Предмет выполнен по эскизу И.А. Монигетти.
Архитектор И А. Монигетти, создавший множество проектов изделий декоративно-прикладного искусства, известен как представитель русско-византийского стиля. Интерес к истории собственного национального искусства в России четко обозначился в 1830-х годах, когда под руководством академика Ф.Г.Солнцева началась реставрация царских теремов в Московском Кремле. Под его же руководством разрабатывались формы и орнаменты произведений прикладного искусства, образцами для которых становились то экспонаты Оружейной палаты, то орнаментика древних рукописей. Для этого периода был характерен интерес именно к русскому средневековью и византийскому искусству. И.А. Монигетти активно продолжил эту линию и создал наиболее выразительные образцы русско-византийского варианта историзма. Как отмечал хранитель Императорского Эрмитажа А.И. Сомов, который изучал художественное наследие зодчего «…чем особенно интересна коллекция – это собрание рисунков по части русского стиля, который с такой любовью и с таким по своему времени замечательным успехом разрабатывал этот художник».
В творческой биографии художника эскизы для стеклянных изделий занимали особое место. Так, по заказу директора Императорского стеклянного завода В.Х. Книпера, архитектор создал для Лондонской Всемирной выставки 1862 года проект Византийского сервиза, который был опубликован в иллюстрированном каталоге выставки среди лучших экспонатов. В Государственном Эрмитаже хранятся эскизы предметов этого сервиза, которые убедительно демонстрируют увлечение автора византийским искусством, в особенности орнаментами богато украшенных древних рукописей.