Серебро, золочение, яшма, смальта, микромозаика.
Клейма: Рима «перекрещенные ключи под папской тиарой», мастерской – слабо читаемая (87M ?).
Размеры: 7х4,5х2 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, потертости.
В основу изображения на табакерке, вероятно, положена гравюра Луиджи Россини «Общий вид Римского Форума».
Офорт с изображением Римского форума авторства Луиджи Россини хранится в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Италия была очень популярным туристическим местом в XIX веке, поскольку имела длинную и славную историю в области культуры и искусства. Распространенным сувениром среди туристов, были украшения из микромозаики в «археологическом стиле». Типичными сюжетами для таких украшений, были различные архитектурные достопримечательности Рима.
Римская микромозаика возникла в мастерских Ватикана в XVII веке. Отличительной особенностью микромозаики является то, что элементы обычно имеют продолговатую, а не квадратную форму.
К XIX веку римская мозаика достигла такого уровня и технической возможности, что некоторые изделия можно рассматривать с сильной лупой или под микроскопом, и только так разглядеть мельчайшие «тессеры» — кирпичики, из которых составлялось изображение. Со временем их форма была усовершенствована так, что тессеры стали выглядеть почти как мазки кисти: смальту разных оттенков мастера смешивали вместе, а потом растопив в печи до жидкого состояния, вытягивали с помощью пинцета любой толщины и длины. Смальтовые нити остужали, после чего их разрезали на крошечные «кирпичики».
Пик популярности римской мозаики пришёлся на середину XIX века, когда Рим был центром производства. В лучших работах может быть от 3000 до 5000 элементов на квадратный дюйм.