Дерево (кипарис); левкас, смешанная техника, твореное золото.
В нижней части изображения надпись черной краской: «Писана сия икона в мастерской художника Малышева, в Сергиевом Посаде в 1892 г.». На оборотной стороне штамп: “Сергиевъ Посадъ, Художникъ М.И. Малышевъ”.
Размеры: 22,0 х 26,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования.
Экспертное заключение эксперта Министерства культуры РФ по культурным ценностям, кандидата исторических наук А.В. Шарова.
М.И. Малышев был сыном знаменитого Ивана Матвеевича Малышева – наиболее яркого художника мастерской Троицы-Сергиевой Лавры. В документах упоминается, что сыновья с юности работали вместе с Иваном Матвеевичем.
Иван Малышев (1810-1880) возглавлял иконописную мастерскую Троице-Сергиевой Лавры с 1841 по 1882 годы. Здесь, в главной российской иконописной мастерской, создавались иконы для наиболее значимых храмов, а также по заказам царского двора, аристократии и высшего духовенства. Индивидуальная иконописная манера Малышева определила стиль произведений всей мастерской в целом и оказала влияние на массовое иконописание в России второй половины XIX века. Художник сохранил основные черты традиционного, канонического стиля, но привел их к особой гармонии в согласии с принципами классицизма, тем самым преодолев доселе существовавший разрыв между традиционной и академической манерами в иконописи. Работы зрелого Малышева-иконописца отличают тончайшие академические проработки ликов и одеяний, классические соотношения пропорций, реалистическая пластика фигур в сочетании с декоративными разделками, условными фонами и общей аскетичностью изображения.
Сретение – один из великих двунадесятых праздников православной церкви. Установлен в VI веке в память о принесении Девой Марией и Иосифом Младенца Христа в храм на сороковой день после Рождества в соответствии с ветхозаветным законом о посвящении всех первенцев мужского пола Господу. В основе иконографии лежит текст Евангелия от Луки, где повествуется о встрече (сретении) в храме Богомладенца и праведного старца Симеона, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.
В представленной иконе использован вариант иконографии, в котором слева изображается Мария и Иосиф, держащий в руках клетку с голубями (очистительная жертва), а справа – обращенные к ним Симеон и пророчица Анна, присутствовавшая при этом событии. Интересно, что характерная для данной иконографии архитектурная кулиса на заднем плане отсутствует и заменена изображением завесы внутри Иерусалимского храма.
Икона имеет историко-культурное, художественное и музейное значение, представляет научный интерес как хорошо сохранившееся подписное произведение иконописной мастерской М.И. Малышева.