Кончаловский Петр Петрович (?). Портрет художника Якулова Г.Б. С дарственной подписью для дочери Сер | Аукционный дом Альтерс
Кончаловский Петр Петрович (?). Портрет художника Якулова Г.Б. С дарственной подписью для дочери Серова В.А. 1932.

Описание

Кончаловский Петр Петрович (?) (1876-1956). Портрет художника Якулова Г.Б. С дарственной подписью для дочери Серова В.А. 1932.

Бумага, карандаш. 17х21,5 см (изображение).

Подпись автора и дарственная надпись в правом нижнем углу.

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) – живописец, график.

Родился в семье известного переводчика и издателя П. П. Кончаловского. Детство провел в Харькове. Первоначальное художественное образование получил там же, в частной школе М. Д. Раевской-Ивановой. В 1889 переехал в Москву, посещал вечерние классы Строгановского художественно-промышленного училища, где занимался под руководством В. Д. Сухова. В 1890-е познакомился со многими известными художниками — В. И. Суриковым, И. Е. Репиным, В. М. и А. М. Васнецовыми, К. А. Коровиным, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, И. И. Левитаном и другими.

В 1896 поступил на Естественный факультет Московского университета. Параллельно продолжил художественное образование: в 1896 отправился в Париж, учился в Академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса и Ж. Ж. Бенжамен-Констана. В 1898 возвратился в Россию, поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Академии художеств, занимался у В. Е. Савинского, В. И. Творожникова, Г. Р. Залемана. В 1900 перешел в мастерскую батальной живописи П. О. Ковалевского.

В 1901–1902 и 1904 путешествовал по Италии. В 1902 женился на дочери Сурикова — Ольге, в 1903 у них родилась дочь Наталья, в 1905 — сын Михаил.

Экспонировал свои работы на XII выставке картин Московского товарищества художников в Историческом музее. В 1907 получил звание художника за картину «Рыбаки тянут сети». Познакомился с И. И. Машковым. В том же году предпринял поездку в Германию, а затем во Францию, где прожил до 1909.

В 1908 принял участие в XVIII выставке Национального общества изящных искусств («Салон Марсова поля»), Осеннем салоне в Париже. В январе 1909 возвратился в Россию, экспонировал свои работы на VI выставке Нового общества художников и выставке «Золотое руно» в Петербурге. Познакомился с А. В. Лентуловым.

В 1910 снова уехал с семьей во Францию, выставлял свои работы на салоне Независимых и Осеннем салоне. Сопровождал Сурикова в поездке по Испании. В конце 1910 переехал в Москву, снимал мастерскую в доме 10 на Большой Садовой улице. Стал одним из организаторов объединения «Бубновый валет», первая выставка которого состоялась в декабре 1910 — январе 1911 в доме Левиссона на Большой Дмитровке. Экспонировал свои работы на 2-м салоне В. А. Издебского (1910–1911), выставках «Мира искусства» в Москве (1911–1912), Осеннем салоне и салоне Независимых в Париже (1911–1913), выставке новейших течений в искусстве в Стеделийк Музее в Амстердаме (1913). В 1912–1913 участвовал в диспутах «О современном искусстве» в Политехническом музее, организованных художниками «Бубнового валета» с целью разъяснить принципы своего искусства. В 1912 оформил оперу А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра С. И. Зимина.

С началом Первой Мировой войны призван на военную службу как офицер-артиллерист. В 1915 контужен, эвакуирован для лечения в тыл (демобилизован в 1918). В 1915 участвовал в «Выставке картин левых течений» в Художественном бюро Е. Н. Добычиной в Петрограде. В 1916 вышел из «Бубнового валета», вступил в члены «Мира искусства», став постоянным экспонентом выставок объединения (до 1922).

После революции избран, наряду с Лентуловым и П. В. Кузнецовым, руководителем живописной мастерской во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (1918–1921). Среди его учеников: А. А. Лабас, П. В. Вильямс и другие. Преподавал во ВХУТЕМАСе (1926–1927) и ВХУТЕИНе (1927–1929).

Активно участвовал в выставочной деятельности: экспонировал свои работы на Пятой Государственной выставке картин в Музее изящных искусств в Москве (1919), Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), Выставке русского искусства в Большом Центральном дворце в Нью-Йорке (1924), венецианской биеннале (1924) и многих других. В 1922 состоялась первая персональная выставка работ Кончаловского в Государственной Третьяковской галерее. В 1923 опубликована первая монография о художнике «Жизнь Кончаловского», написанная П. П. Муратовым.

В 1924–1925 с семьей совершил поездку в Италию и Францию, где прошла вторая персональная выставка мастера, принял участие в Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.

В 1926 удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. Стал членом и экспонентом выставок объединения «Бытие», экспонировал свои работы на выставках АХРР. С 1928 — член-учредитель Общества московских художников. В 1929 прошла персональная выставка Кончаловского в Государственном Русском музее. В 1933 принял участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Москве. В 1930-х побывал в творческих командировках в Кутаиси, Мурманске, на Крайнем Севере, Кавказе.

Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве. В 1942 за многолетнюю творческую деятельность удостоен Сталинской премии, в 1946 — звания народный художник СССР, в 1947 избран действительным членом Академии художеств. После войны был организован ряд персональных выставок мастера: в Государственном Малом театре в Москве (1944), Центральном доме работников искусств (1945), Академии художеств СССР (1951).

Мемориальные выставки творчества Кончаловского прошли в 1956 в Москве и Ленинграде.

Кончаловский — один из наиболее значительных мастеров первой половины ХХ столетия в русском (советском) искусстве, оставивших большое художественное наследие. Его долгую творческую биографию можно условно разделить на два этапа. Первый (1910-е) связан с объединением «Бубновый валет», когда художник был одним из наиболее последовательных представителей так называемого «московского сезаннизма» (наряду с Машковым). Его произведения этого периода близки аналитическому кубизму и фовизму. Для второго этапа (1920-е — 1950-е) характерно обращение к реалистической традиции, в целом вписывающейся в программу социалистического реализма. Во многом благодаря этому искусство Кончаловского оказало огромное влияние как на художников соцреализма следующих поколений, так и на представителей «второй волны авангарда» 1960-х — 1970-х.

Произведения художника находятся в собраниях крупнейших российских музеев — Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Русского музея и других.

Вам также может понравиться

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Восстановление пароля

Назад

Нет учетной записи?
Зарегистрироваться
Регистрация нового пользователя
Есть учетная запись
Авторизироваться