



Дерево; левкас, темпера, смешанная техника, роспись эмалями, чеканка по золоту, золочение.
Размеры: 52х48 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, профессиональная реставрация.
«Гостеприимство (или страннолюбие) Авраама» — иконографический сюжет, основанный на 18-й главе книги Бытия. Композиция изображает трех мужей явившихся Аврааму у дубравы Мамре, сидящих за столом, а также самих праведников — Авраама и Сарру, прислуживающих гостям. Часто включаются второстепенные элементы: слуга, закалывающий тельца, шатер Сарры, Мамврийский дуб и архитектурный или горный фон.
На иконе изображены три ангела, олицетворяющие три ипостаси Бога — Отец, Сын и Святой Дух.
С богословской точки зрения, данный эпизод трактуется как явление Бога Аврааму.
Иконографические схемы варьировались: фигуры праотцов могли располагаться спереди, сбоку или между Ангелами. Значительное развитие сюжет получил в творчестве Феофана Грека, где Ангелы образуют динамичный круг.
Особую роль сыграла «Троица» прп. Андрея Рублева (XV в.), которая представляет собой догматически очищенный вариант «Гостеприимства» — без фигур Авраама и Сарры, акцентирующий внимание на единстве трех Лиц. Несмотря на популярность рублевского извода, традиционная композиция сохранялась, а в XVI веке, при митрополите Макарии, вновь получила широкое распространение.