Дерево, левкас, темпера, позолота.
Надпись на верхнем поле: «Образ Печерской пресвятой Богородицы»
Размеры: 34х27 см.
Состояние: в хорошей сохранности, кракелюр, потертости, следы бытования, небольшая реставрация, укрепление левкаса.
С двух сторон от Богоматери – преподобный Антоний и преподобный Феодосий Печерские, Наверху Архангелы Михаил и Гавриил. У её ног – возможно, царь Давид и царица Вирсавия.
Согласно церковному преданию, Печерская икона Божией Матери была написана печерским иноком Алипием (ум. 1114), первым знаменитым русским иконописцем, и находилась в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Сохранившийся древний список с нее — Свенская икона Богоматери (XIII века), на которой Богородица изображена на престоле, держащей Спаса Эммануила перед собой; по сторонам от нее — святые, «первоначальники» иночества на Руси, преподобные Антоний и Феодосии Печерские, к ним и обращено благословение Иисуса Христа.
Преподобный Антоний — основатель Киево-Печерского монастыря (ум. 1073), родился в Любече, принял монашеский постриг в одном из афонских монастырей, вернулся на Русь и поселился в варяжской пещере на берегу Днепра. После основания монастыря жил в затворе 40 лет, но оставался непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на Киевские Горы благословение и аскетический опыт Святой Горы. Мощи его пребывают под спудом в Ближней пещере.
Преподобный Феодосий (около 1036—1074) — игумен Киево-Печерского монастыря, «общих житий начальник», введший в монашескую практику общежительный Студийский устав. Родился в г. Василеве, детство провел в Курске. В 1055—1056 гг. ушел с паломниками в Киев, поселился в пещере вместе с преподобными Никоном и Антонием. Под руководством и по инициативе Феодосия были возведены многие строения монастыря, в том числе знаменитый Успенский собор. Феодосий — автор двух посланий, восьми поучений и одной молитвы («За вся крестьяны»). 14 августа 1091 г. состоялось перенесение его мощей из Дальней Феодосиевой пещеры в Успенскую церковь. При нашествии Батыя в 1240 г. мощи положили под спуд у западной двери храма.