Стекло прозрачное, филигрань (венецианская нить).
Размеры: высота – 28 см, диаметр основания – 8,8 см, диаметр верза – 5,5 см.
Состояние: в хорошей сохранности, незначительные следы бытования, без пробки.
Филигрань – стеклянная («венецианская нить», или «вить») (от ит. – filigrana, или filigranato) – является одним из самых известных, сложных и утонченных способов декорирования стекла. Суть этого метода заключалась в том, что тончайшие стеклянные прутики – дроты – раскладывались в нужном геометрическом порядке на ровной поверхности или в форму с внутренними бороздками. Затем стеклянная заготовка прокатывалась по ним или вдувалась в форму. В результате дротовый орнамент прилипал к поверхности заготовки, а после набора еще одного слоя расплавленного стекла оказывался в толще стенок предмета.
Спиралевидные орнаменты разнообразны и состоят из микроскопически тонких дротиков, ювелирно перевитых между собой в сложные комбинации: например, из одной тонкой нити (англ. – incised-twist) или из
различных вариантов двойной нити (англ. – double-series twist).
Предметы Вертузаева М.С. опубликованы в каталоге: Голова В. Никольский музей стекла и хрусталя. Пенза, 2012. С. 222, 228.
Вертузаев Михаил Сергеевич (1876 – 1951), художник прикладного искусства. Мастер художественной обработки стекла на Николо-Пестровском стекольном заводе с 1890 г. (ныне завод «Красный гигант»). Возродил технику изготовления изделий с «венецианской нитью», разработал новые рисунки для матовой гравировки. Исполнял кувшины, вазы, графины и др. изделия. Ряд работ выполнил совместно с Б.А. Ереминым (ваза «Фонтан», 1937, экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939); хрустальный столик по проекту В.И. Мухиной (1938). Преподавал в школе при заводе в 1930-х гг. Автор книги «Выработка стеклянных изделий с «венецианской нитью» (М.-Л., 1940).